Острые разногласия между Норвегией и Россией из-за нефтяного бурения в Арктике
Патрик МакЛоклин, Platts
В прошлом теплые отношения Норвегии и России в настоящее время ухудшились до такой степени, что возникла реальная угроза полного разрыва сотрудничества в нефтяной и газовой отраслях.
До недавнего времени, несмотря на повышенную напряженность между Востоком и Западом в связи с конфликтом на Украине, обеим странам удавалось уважать интересы друг друга.
Однако в последние месяцы острые дипломатические инциденты, связанные с отдаленным полярным архипелагом Шпицберген, увеличили напряжение между Москвой и Осло до уровня, обозначенного некоторыми экспертами как потенциально опасный.
Обеим сторонам есть что терять.
В 2010 году Норвегия и Россия пошли на компромисс по поводу разграничительной линии в Баренцевом море, разрешивший 40-летний спор о границе, что позволило начать разработку ранее недоступных нефтегазовых месторождений.
С тех пор сотрудничество в нефтяной и газовой отраслях постоянно развивалось.
Находящиеся под контролем своих государств Statoil и «Роснефть» подписали договор о совместной деятельности по разработке прибрежных пограничных районов России и Норвегии и проведении совместных специальных исследований на двух береговых российских объектах.
Два месяца назад компания Statoil заявила о намерении в дальнейшем укреплять отношения с «Роснефтью», несмотря на международные санкции против последней. Также Statoil подтвердила планы по бурению четырех скважин в России совместно с «Роснефтью» в 2015 и 2016 годах.
Компания Statoil заявляла, что ее деятельность в Западной Сибири и Охотском море не противоречит санкциям, и находилась в непрерывном диалоге с руководящими органами с целью заверить их, что данная деятельность совместима с санкциями, и получить от них разрешительные документы.
Также в последние годы наблюдаются движения и в противоположную сторону. Вторая по величине нефтяная компания России «Лукойл» присутствует в Норвегии последние несколько лет с офисом в Осло и имеет свой интерес в отношении двух лицензий на добычу, по одной из которых работает шведская компания Lundin Petroleum, а по другой – компания Centrica.
«Роснефть» также имеет долю в лицензии на Баренцево море, по которой работает компания Statoil.
Опасения противостояния
Однако последние события предполагают возможность конфронтации по поводу новых разработок в ближайшем будущем.
Ранее в этом году норвежское Министерство нефтяной промышленности начало 23-й лицензионный аукцион, включающий несколько участков в прибрежных водах Шпицбергена.
В этом месяце появилась информация о направлении Россией резкой дипломатической ноты в Министерство иностранных дел Норвегии, в которой она заявляет, что, выставив на аукционе возможность бурения на данных участках, Норвегия нарушила договор.
Россия апеллирует к Шпицбергенскому трактату 1920 года, подписанному 40 государствами, включая саму Россию и Норвегию, который распространяется также и на территориальные воды Шпицбергена, а это значит, что о любой активности в данном регионе необходимо консультироваться с Москвой.
В свою очередь, Норвегия заявляет, что Шпицберген является частью норвежского континентального шельфа и ей не требуется чье-либо разрешение для выставления этих участков на аукционе. Пока что ни одна из сторон не желает уступать.
Норвежский министр иностранных дел Бёрге Бренде заявил в газете, что его правительство распоряжается ресурсами норвежского шельфа самостоятельно и оно не заинтересовано в консультациях с правительствами других стран.
Месяц назад заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, которому запрещено посещать Норвегию, США и ЕС в связи с его причастностью к дестабилизации обстановки на Украине, неожиданно посетил Шпицберген.
Норвежское правительство призвало российского посла к ответу
Профессор Годзимирский из Норвежского института международных отношений заявил, что визит Рогозина явно планировался как провокация.
Фредерик Хёуге, президент базирующегося в Осло международного экологического объединения «Беллона», утверждает, что Норвегия должна отступиться и снять со счетов обсуждаемые участки.
«Вопрос действительно напряженный, – заявил он. – Меня сильно пугает происходящее. Мы должны ослабить геополитический конфликт».
Другие придерживаются более взвешенной точки зрения, утверждая, что личная экономическая выгода и прагматизм возобладают над политикой.
«Конечно, конфликт может обостряться и дальше, – подтверждает аналитик консалтингового агентства Rystad Energy Эспен Эрлингсен. – Однако я считаю, что стороны придут к соглашению. Они не позволят конфликту разорвать нефтегазовое сотрудничество. Оно слишком важно, чтобы подобное могло случиться».
/Оригинал статьи: http://www.platts.com/latest-news/oil/london/norway-russia-on-collision-course-over-arctic-26102429/