Китайские верфи, строящие СПГ-модули для «Арктик СПГ-2», прекратят работу над проектом к концу мая
Ряд китайских верфей, где строятся модули для флагманского завода НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», как ожидается, прекратят работу над проектом к концу мая, сообщает издание Upstream.
По данным издания:
- Работа на третьей линии была остановлена 29 апреля, а вторая очередь — на 27 мая.
- Все иностранные рабочие покинут рабочие места к концу месяца, чтобы выполнить санкции ЕС, которые также применяются к существующим контрактам.
- НОВАТЭКу необходимо закупить оборудование и технологии до того, как поставки в Россию станут намного сложнее или полностью прекратятся.
Производство модулей осуществляется как минимум на полудюжине китайских верфей, включая
- Bomesc,
- Cosco Shipping Heavy Industry,
- Penglai Jutal Offshore Engineering (PJOE),
- Wilson Offshore Engineering,
- Qingdao McDermott Wuchuan.
Некоторые верфи, втч PJOE и Cosco, завершили свои обязательства и ожидают указаний от Technip относительно отгрузки, в то время как другие, такие как Bomesc, все еще находятся в процессе строительства.
Линия 2 завершена примерно на 4%, а линия 3 — менее чем на 10%.
При этом, Technip допускает, что у НОВАТЭКа есть способ завершить или частично завершить строительство 1 линии, но модули для 2 и 3 линий все еще находятся в Китае.
В соответствии с пятым пакетом санкций ЕС от 8 апреля, европейским компаниям установлен крайний срок 27 мая для завершения любых незавершенных поставок.
В связи с этим возникают вопросы, могут ли уже готовые к отправке модули быть перевезены из Китая на сборочную площадку в России за пределами Мурманска.
Technip Energies, ведущий поставщик и поставщик услуг для проекта, в прошлом месяце предупредила, что санкции осложнят завершение проекта.
С момента введения санкций ЕС ряд крупных энергетических компаний, участвующих в российских арктических энергетических проектах, в тч Total, Exxon Mobil, BP, Shell и Equinor, решили прекратить свое участие в российских совместных предприятиях или списать финансовые средства.
На прошлой неделе японская компания Mitsui также объявила о том, что понесла убытки , связанные с ее 10% долей в проекте.
Проект «Арктик СПГ-2» компании НОВАТЭК включает в себя сложную логистическую цепочку:
- модули собираются на нескольких заводах в Китае,
- затем отправляются на завод под Мурманском,
- оттуда готовые модули буксируются на площадку «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове в Арктике.
Проект состоит из трех технологических линий мощностью 6,6 млн т/год СПГ каждая.
- 1я линия достигла высокой степени готовности, около 85-95%,
- 2я и 3я линии в настоящее время строятся в Китае.
Объявленная остановка работ почти гарантирует, что «Арктик СПГ-2» не будет запущен в эксплуатацию, как планировалось.
1я линия должна была начать производство в 2023 г., а последующие — в 2024 и 2026 гг.
Можно ли передать управление проектом?
В 2019 г. Technip получила контракт на 7,6 млрд долл. США на строительство СПГ-завода «Арктик СПГ-2».
В настоящее время компания решает, как свернуть свое участие в проекте и передать контроль НОВАТЭКу или связанным с ним партнерам, поскольку она сосредоточена на соблюдении режима санкций ЕС.
Тезисы Technip:
- Санкции могут значительно сократить наше участие после 2го квартала.
- Таким образом, мы работали над упорядоченной передачей проекта нашим клиентам.
- Очевидно, что после 2го квартала все будет намного сложнее.
- Последняя череда санкций со стороны ЕС, я бы сказал, значительно затрудняет нам возможность нормального выполнения проекта во 2м квартале и далее.
НОВАТЭК, вероятно, столкнется с растущими трудностями при замене западных компаний, выходящих из проекта.
Его партнеры, такие как Technip, европейская химическая компания Linde и немецкий промышленный конгломерат Siemens, обеспечивают проект жизненно важными услугами по строительству, поставкам или техническому обслуживанию.
Европейские компании, такие как Red Box Energy Services, также имеют контракты на перевозку модулей из Китая в Россию.
Последняя поставка модулей произошла в начале этого года по СМП.
При этом одновременно еще одно судно шло через Суэцкий канал.
Bomesc, Cosco, Wison и PJOE не ответили на запросы о комментариях.