Новое судно для обращения со всеми ядерными отходами «Росатома» в Арктике
В санкт-петербургском ЦКБ «Айсберг», завершившем работу над техническим проектом, заявляют, что строительство займет около пяти лет.
Многофункциональное судно атомного технологического обслуживания (МСАТО) длиной 159 метров сможет плавать по всей акватории Северного морского пути и добираться до Певека, портового города на Чукотке, где до конца декабря должна быть подключена к местной энергосети первая российская плавучая атомная электростанция.
«В конце 2019-го — начале 2020 года передадим проект на судостроительный завод «Звезда». После этого можно начинать выбирать поставщиков оборудования», ‒ рассказал корпоративному изданию «Страна Росатом» генеральный директор «Айсберга» Александр Рыжков.
По его словам, судно предназначено для обслуживания ледоколов и плавучих сооружений, оборудованных реакторными установками РИТМ-200, РИТМ-400, КЛТ-40 и ОК-900.
Реакторы КЛТ-40 используются на четырех действующих атомных ледоколах «Росатома» ‒ «Таймыре», «Вайгаче», «50 лет Победы», «Ямале» ‒ и контейнеровозе «Севморпуть».
Реакторы РИТМ-200 будут устанавливаться на трех новых ледоколах, строящихся сейчас на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге: «Арктике», «Урале» и «Сибири».
Еще более крупный морской реактор РИТМ-400 предназначен для огромных ледоколов проекта «Лидер» ‒ к 2030 году в России планируют построить три таких судна.
На плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» установлено два реактора КЛТ-40.
Сейчас у «Росатомфлота» есть две старых плавтехбазы для хранения отработанного ядерного топлива ледокольного флота. В основном эти два судна, «Имандра» и «Лотта», стоят у причала в Мурманске, но иногда «Имандра» ходит на завод «Нерпа» к северу от Мурманска, чтобы забрать контейнеры с отработанным ядерным топливом более старых подводных лодок ВМФ.
Два других судна ‒ «Россита» и «Серебрянка» ‒ заняты выполнением других задач, например транспортировкой контейнеров с отработанным ядерным топливом из губы Андреева на «Атомфлот». «Серебрянка» также участвовала в военных спецоперациях, например, при попытке в августе этого года поднять со дна Белого моря крылатую ракету «Буревестник» с атомной энергетической установкой. Эта операция закончилась катастрофой.
Новое судно примерно на 30 метров длиннее «Имандры». Его осадка при полном водоизмещении составляет 22 661 тонну.
Новое судно, оснащенное двумя мощными кранами, будет способно самостоятельно обслуживать реакторные установки, например забирать контейнеры с отработанным ядерным топливом с «Академика Ломоносова» и доставлять их в Мурманск для погрузки на железнодорожные платформы для дальнейшей транспортировки на переработку на завод «Маяк» «Росатома» на Южном Урале.
Как правило, перед отправкой по железной дороге отработанное ядерное топливо в течение нескольких лет хранится на борту плавтехбаз. Как можно судить по чертежам, у нового судна будет не менее восьми отсеков для хранения отработанного топлива, но при этом не указано, какое количество активных зон реакторов может уместиться в этих отсеках.
Доклад Barents Observer
Недавно Barents Observer опубликовал доклад, посвященный растущему числу реакторов в российской Арктике. Он является частью серии научно-популярных аналитических публикаций Barents Observer о Евроарктическом регионе.
В докладе приведен список из 39 атомных судов и объектов в российской Арктике, в который вошли 31 подводная лодка, один надводный военный корабль, пять ледоколов, две наземные и одна плавучая атомная электростанция — в общей сложности 62 реактора.
По оценкам, через 15 лет число судов, включая подводные лодки, и наземных объектов, на которых используется атомная энергия, увеличится до 74, а общее число реакторов вырастет до 94, а может быть даже и до 114. Помимо строительства новых ледоколов и подводных лодок в России достают из запасников старые советские задумки по использованию атомной энергии для промышленного освоения арктического шельфа, например разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых и научных исследований. «К 2035 году российская Арктика станет самым насыщенным атомными объектами морским регионом планеты», — говорится в докладе.
Также продлевается срок службы существующих ледоколов и подводных лодок. Сегодня средний возраст атомных подводных лодок Северного флота достиг максимального уровня за всю его историю. Некоторые лодки, построенных в 1980-х годах, продолжат нести службу в Баренцевом море и подо льдами Арктики до конца 2020-х годов.