«Росатом» получил контроль в принадлежавшей Fesco компании ДВМП
Транспортная группа Fesco не уполномочена комментировать распорядительные акты государственных органов, говорит представитель компании. Организация работает в прежнем режиме, добавил он. Председатель совета директоров Fesco и один из акционеров компании Андрей Северилов отказался от комментариев. «Ведомости» направили вопросы в «Росатом».
Fesco – одна из крупнейших транспортных групп в России. Ее основной актив – Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), он является и головным активом ДВМП. Группа также оперирует контейнерными терминалами в Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске и Томске, в ее управлении 34 судна, более 10 000 фитинговых платформ для перевозки контейнеров и более 135 000 контейнеров. Чистая прибыль Fesco по МСФО в первом полугодии 2023 г. выросла в 2,2 раза в годовом выражении до 31,3 млрд руб., выручка – на 9% до 91,7 млрд руб., EBITDA снизилась на 7% до 35,3 млрд руб.
Акции ДВМП оказались в собственности государства по итогам судов, связанных с делами против бывших акционеров Fesco братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
«Росатом» начал сближаться с Fesco еще в 2020 г. Тогда стороны договорились сформировать отношения в формате стратегического партнерства, а в качестве управляющей компании ВМТП была делегирована одна из структур «Росатома». Губернатор Приморья Олег Кожемяко даже утверждал, выступая перед коллективом ВМТП, что «Росатом» станет владельцем и «якорным инвестором» всей Fesco. Но в самой транспортной группе это опровергали, поясняя, что Кожемяко говорил только о ВМТП и совместном управлении портом «Росатомом» и Fesco через УК.
Годом позже Fesco и «Атомэнергопром» (объединяет большинство гражданских активов госкорпорации) подписали соглашение о создании на базе ВМТП Восточного транспортно-логистического узла для перевалки транзитных контейнерных грузов.
Под эти цели в порту должно быть построено два глубоководных причала общей длиной 750 м и глубиной 16,5 м. Они смогут принимать контейнеровозы на 10 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Здесь предполагается перегружать контейнеры с океанских контейнеровозов на грузовые суда ледового класса, которые будут ходить по Северному морскому пути (СМП). Инвестиции в проект оцениваются на уровне 18 млрд руб. Изначально его ввод планировался на 2025 г., но позднее сроки были перенесены на 2027 г.
«Росатом» в 2018 г. стал инфраструктурным оператором СМП, а в октябре этого года наконец создал давно обсуждавшееся СП с портовым оператором DP World из ОАЭ – компанию «Международная контейнерная логистика» (МКЛ; 51% – у структуры госкорпорации «Русатом карго»). МКЛ будет выполнять морские контейнерные перевозки через СМП между восточной и западной частями Евразии. Пилотный этап проекта должен обеспечить перевозки на уровне 800 000 TEU в год, говорил представитель «Росатома».
Госкорпорация собиралась привлечь к проекту также логистическую группу «Дело», Fesco и других крупнейших российских логистических операторов. В «Деле», подконтрольном Сергею Шишкареву, «Росатом» собрал уже 49%.
8 ноября было объявлено и о смене гендиректора УК «Дело» (это головная компания группы). Дмитрия Панькова на этом посту сменит директор по развитию бизнеса «Росатома» Екатерина Ляхова. Она с 2019 г. входит в совет директоров «Дела». Как говорится в сообщении пресс-службы «Дела», у Ляховой сохраняется и текущая должность в госкорпорации.
Ляхова занималась в «Росатоме» в том числе проектом Северного морского транзитного коридора, под который в госкорпорации создавалась «Русатом карго». «Дирекция СМП «Росатома» строит безопасную и устойчивую в эксплуатации круглогодичную морскую дорогу (СМП. – «Ведомости»), по которой «Русатом карго» должна обеспечить евроазиатский товарообмен на регулярной основе», – поясняла Ляхова в 2020 г. (цитата по «Вестнику атомпрома»).
Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что «Росатом» после получения Fesco сможет решить задачи общего увеличения грузопотока своего транспортного дивизиона, а также расширить эксплуатацию судов компании на каботажных линиях арктического бассейна. Он считает, что кардинальных изменений в работе Fesco на международных линиях, на которых компания эффективно работает, ожидать не стоит.