Игорь Рустамов: интерес зарубежных партнеров к месторождениям на Сахалине растет

6167467

Добыча углеводородов на российском континентальном шельфе развивается, и вместе с этим растет интерес зарубежных компаний к таким проектам. Какие проекты «Газпром нефть шельф» рассматривает как приоритетные и почему эффективнее работать в формате совместных предприятий, рассказал в интервью агентству ТАСС Игорь Рустамов, генеральный директор «Газпром нефть шельф»

— «Газпром нефть» и «Новатэк» в ходе ПМЭФ завершили сделку по созданию совместного предприятия для работы над шельфовым проектом. На ваш взгляд, насколько важен сейчас этот шаг для отрасли и следует ли ожидать новых партнерств для реализации проектов шельфового портфеля «Газпром нефти»?

 Партнерства — это приоритетная форма для освоения шельфовых месторождений, поэтому создание совместного предприятия является для нас важной вехой. Мы уверены, что этот подход докажет свою эффективность и будет применяться и в других наших проектах на шельфе.

— Уже объявлено, что создаваемое СП будет заниматься разработкой Северо-Врангелевского лицензионного участка в Чукотском море, где «Газпром нефть» ранее уже выполняла сейсморазведочные работы. На какой стадии находится сейчас этот проект?

 В 2018–2019 годах мы провели на Северо-Врангелевском ЛУ сейсморазведочные работы 2D, охватившие 13,5 тыс. погонных метров. В настоящее время продолжаем интерпретацию полученных данных, что позволит актуализировать геологическую модель и совместно с «Новатэком» принять решение по дальнейшей программе геологоразведочных работ.

— В конце прошлого года вы заявляли, что компания определила для себя список первоочередных проектов, куда в том числе вошло развитие двух крупных месторождений — Нептун и Тритон — на шельфе Сахалина. Планируется осваивать их самостоятельно или с партнерами?

 Проекты подобного масштаба правильно реализовывать с партнерами. Как я говорил ранее, интерес к сахалинскому проекту со стороны потенциальных партнеров не ослабевает. Даже наоборот: в последнее время мы видим усиление интереса со стороны, например, азиатских коллег. В этом году мы планируем провести еще ряд переговоров по этому направлению.

— В списке первоочередных проектов, от которых «Газпром нефть шельф» хотела бы получить максимально быструю отдачу, вы назвали также Южно-Обский лицензионный участок. Реализация этих планов уже начата?

 С момента приобретения нами лицензии на этот участок прошло совсем немного времени, но уже в 2019 году мы выполнили эколого-рыбохозяйственное картирование акватории участка и прилегающих территорий. На всех наших проектах компания самым внимательным образом подходит к охране природы, поэтому их реализация начинается с проработки вопросов, связанных с экологической безопасностью. Кроме того, за два года был успешно проведен комплекс работ, включающий интерпретацию сейсмоданных 2D, актуализацию геологической модели и уточнение ресурсного потенциала участка. С учетом полученных данных нами запланировано проведение морских сейсморазведочных работ 3D в 2021–2023 годах и последующее поисково-разведочное бурение. Что касается возможных вариантов дальнейшей эксплуатации потенциального месторождения, то с большой долей вероятности она будет интегрирована в уже существующую инфраструктуру расположенного рядом Новопортовского кластера.

— Сейчас «Газпром нефть» — единственная компания, которая добывает нефть на российском арктическом шельфе. Как будет развиваться проект «Приразломное»? Какие планы по добыче?

 Важно отметить, что платформа «Приразломная» является не только первым шельфовым проектом «Газпром нефти», но и уникальным проектом для всей мировой нефтегазовой отрасли: мы единственные, кто ведет добычу во льдах, и фактически являемся первопроходцами и опытной площадкой для отработки самых современных технологий и подходов. Полученные нами опыт и компетенции будут применяться на других проектах «Газпром нефти». В данный момент проект находится на стадии растущей добычи и поэтапного разбуривания: к декабрю 2020 года в эксплуатацию были введены 23 скважины, а годовая добыча составила 3,27 млн тонн. В 2021 году планируем построить еще две скважины и увеличить показатели добычи. Безусловно, мы не можем не учитывать динамику мирового энергетического рынка. При этом проект оправдывает ожидания с точки зрения достижения требуемых технико-экономических показателей и по-прежнему стимулирует развитие импортозамещающих технологий. Активно развивается инфраструктура проекта «Приразломное»: в прошлом году мы ввели новый вертодром «Арктический», построенный в вахтовом поселке Варандей.

— Какие существуют наиболее перспективные способы повысить рентабельность новых арктических проектов на шельфе?

 Мы обращаем особое внимание на развитие цифровых технологий. Например, успешно перевели на «цифру» ключевые производственные процессы на «Приразломной», что повысило их эффективность, а также дало вклад в увеличение добычи.  Сейчас, например, мы интегрируемся в «Актив будущего». Это программа «Газпром нефти» по повышению эффективности оценки и использования технологического и операционного потенциала активов. Если же говорить об отрасли в целом, то, безусловно, развитие уже существующих и появление новых технологий будут делать добычу на шельфе еще более эффективной и экономически привлекательной. Не исключено, что в будущем это могут быть подледные комплексы и безлюдные автономные платформы. Сейчас этот сценарий может показаться слегка фантастическим, но такие разработки уже появляются. Локальное использование роботизированных механизмов на скважинах — уже часть нашей повседневной работы. Безусловно, важнейший аспект — поддержка со стороны государства. Она может выражаться в определении приоритетов государственной политики для нашей отрасли, изменениях налогового режима или корректировке законодательства, снижающей бюрократические барьеры и адаптирующей его к современным реалиям, в том числе технологическим.

— «Газпром нефть» направляла в правительство России предложения по совершенствованию отраслевого законодательства, регулирующего освоение шельфовых месторождений и эксплуатацию морской нефтегазовой инфраструктуры. В чем суть этой инициативы и что послужило причиной для ее появления?

 Эксплуатация морских нефтегазовых объектов сегодня регулируется множеством нормативно-правовых актов. Это потенциально ведет к существенному росту расходов и увеличению сроков реализации проектов. Одновременно с этим появляются новые технологии и материалы, прогресс идет опережающими темпами, за которыми законодательное регулирование по объективным причинам не всегда может угнаться. На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации может стать смена подхода. В предложенном варианте государство в рамках регулирования, экспертизы и надзора оценивает потенциальные риски совместно с эксплуатирующей организацией, обеспечивая прочную основу для использования в проектах новейших достижений науки и технических средств обеспечения безопасности. Реализовать это можно путем формирования единого реестра требований для морских нефтегазовых объектов, создания единой государственной экспертизы и единого надзора, работающего по принципу «одного окна». Мы уверены, что эти меры помогут форсировать выход российских нефтегазовых компаний на шельф, уменьшив сроки реализации инвестиционных проектов.

/tass.ru/



Print This Post Print This Post
©2021 Pro-arctic.ru