Количество рейсов по Северному морскому пути выросло почти в пять раз.
В этом году количество рейсов по Северному морскому пути (СМП) достигнет рекордных значений, что говорит о появлении нового перспективного маршрута из Европу в Азию. В этом году уже 204 судна получили разрешение на проход от российской администрации СМП. Тогда как в прошлом году этот путь проделали 46 судов, а в позапрошлом всего 4.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост арктического судоходства в ближайшие десятилетия, но отмечают, что пройдёт ещё немало времени, прежде чем этот маршрут станет коммерчески привлекателен. По оценке морского института Южной Кореи, Севморпуть может привлечь четверть от всего объёма торгового судоходства между Азией и Европой к 2030 г.
Генеральный директор Норвежской ассоциации судовладельцев Стурла Хенриксен, выступая на конференции по Арктике, заявил, что «активность судоходства в этом районе будет активно увеличиваться», вместе с тем коммерчески потенциал СМП, с его точки зрения будет ограничен «в течение довольно многих лет». Капитан российского атомного ледокола Валентин Давыдянц, прогнозирует более чем десятикратное увеличение судоходства между Азией и Европой к 2021 г., когда проход судов будет возможен восемь месяцев в году. По его мнению, к этому времени только из России станет возможно перевозить по СМП до 25 тыс. т сжиженного природного газа и нефти.
Отметим, что арктическое судоходство интересно не только РФ и азиатским странам, но и Европе. Исландия, к примеру, рассматривает возможность строительства арктического незамерзающего порта на северо-востоке страны. Для сотрудничества планируется привлечь немецкую группу Bremenports.
Путь вдоль северных берегов России короче существующего южного пути через Суэцкий канал на тысячи километров, что может позволить перевозчикам сэкономить время и деньги. Время в пути от Роттердама до японской Кобе, или южнокорейского Пусана, через СМП составляет 23 дня, что на 10 дней быстрее, чем по южному пути. Из Мурманска тот же путь займёт 18 дней, в то время как через Суэцкий канал и южные моря корабль идёт в среднем 37 дней.