Карьерные самосвалы на севере Швеции переходят на электричество
Для электромобильной революции требуется много меди, но насколько экологичны сами рудники, работающие круглыми сутками для обеспечения растущего спроса? Для скандинавского горного гиганта Boliden ответ заключается в том, чтобы действовать на опережение и самостоятельно разрабатывать новые горные технологии, направленные на снижение вредных выбросов.
На крупнейшем в Швеции открытом медном руднике Айтик неподалеку от Йелливаре запущен пилотный проект.
«Этот проект потенциально способен привести к кардинальному снижению выбросов парниковых газов в горной промышленности, — заявляет Эрик Брандсма, генеральный директор Энергетического агентства Швеции. — Сокращение выбросов при горных работах играет важную роль с точки экологически устойчивого производства автомобилей в будущем».
На этом крупном открытом руднике дизельные самосвалы ежегодно перевозят около 70 миллионов тонн горной породы. План направлен на то, чтобы перевести большую часть транспорта на электричество, снизив таким образом выбросы парниковых газов на 80 процентов.
В рамках проекта будет разработан маршрут перевозок внутри карьера, где будет задействовано 4 электрических карьерных самосвала. Маршрут будет запущен осенью 2018 года.
«Дизельный транспорт является основным источником выбросов парниковых газов, а также местных выбросов, которые сказываются на условиях работы внутри рудника. Электрификация, как мы ее видим, поможет уйти от дизеля к электроэнергии из возобновляемых источников», — говорит Йонас Рангорд, менеджер энергетической программы на рудниках Boliden.
Эрик Барндсма из энергетического агентства рассматривает проект на руднике Айтик в качестве дополнения к еще одному огромному промышленному проекту на севере Швеции — строительству в Шелефтео фабрики по производству аккумуляторных батарей для электромобилей, которая станет одной из крупнейших в Европе.
Покупателям электромобилей нужны максимально экологичные машины, не только с точки зрения эксплуатации, но и с точки зрения соблюдения экологических стандартов поставщиками сырья для производства батарей. В 2017 году в мире было впервые продано более миллиона электромобилей. Продажи растут быстрыми темпами и могут вырасти до 9-20 миллионов штук к 2020 году и до 40-70 миллионов к 2025 году, согласно недавнему прогнозу Международного энергетического агентства. В марте в Норвегии электромобили составили 39% всех новых транспортных средств.
Рост продаж электромобилей приносит хорошие деньги производителям меди. Цены на медь в прошлом году выросли больше чем на 20 процентов, благодаря росту производства аккумуляторов для электромобилей.