Одиночество на шельфе

2015-05-16_panorama-azh

После жесткой критики, доносившейся с разных сторон, об огромном количестве лицензий на шельфе, сосредоточенных в руках «Роснефти» и «Газпрома», и отсутствии масштабных объемов геологоразведки и добычи, соответствующих полученным для освоения акваториям, сравнимым по площади с несколькими Мексиканскими заливами или Саудовскими Аравиями, российские компании возобновили разведочное бурение на новых морских участках

Так, 2 июня, на год ранее принятых лицензионных обязательств (как отмечают в российской компании) «Роснефть» в партнерстве с норвежской Statoil начали бурение на участке Лисянский в Охотском море. Поисковая скважина Ульбериканская-1 бурится на одноименной структуре в 420 км от порта Магадан с помощью полупогружной буровой установки Nanhai-9, законтрактованной у китайской компанией China Oilfield Services Limited (COSL).

В сентябре 2015 г. совместное предприятие «Роснефти» и Statoil подписали с китайцами договор на выполнение буровых работ. Как сообщает «Роснефть», Nanhai-9 прошла специальную модификацию для участия в проекте по бурению в Охотском море. На буровой установке были проведены комплексная подготовка для эксплуатации ее при отрицательных температурах, а также ряд работ для обеспечения экологически безопасных операций.

Кроме Ульбериканской-1, в течение сезона 2016 г. российская и норвежская компании планируют пробурить еще одну скважину на участке Магадан-1 в Охотском море. Участки, на которых ведет разведку российско-норвежское СП, расположены к югу от границы Арктической зоны, а глубина моря в районах бурения обеих скважин – менее 150 м, поэтому они подпадают под действие санкций, введенных в отношении России США и ЕС.

Еще в 2012 г. в рамках визита Игоря Сечина в норвежский Ставангер «Роснефть» и Statoil договорились о сотрудничестве на шельфе. Соглашение предполагало совместное освоение участков в морских акваториях России, а также участие российской компании в разработке нефтегазовых ресурсов норвежского континентального шельфа.

Что касается морских проектов «Роснефти», на сегодняшний день в России компании уже принадлежат лицензии на 55 участков с суммарными ресурсами углеводородов около 43 млрд т нефтяного эквивалента. В компании надеются сохранить темпы реализации запланированной программы по огромным объемам геологоразведочных работ на российском шельфе.«“Роснефть” – единственная компания в стране, которая продолжает работу по новым проектам на шельфе, несмотря на крайне сложную внешнюю конъюнктуру, в соответствии со своими лицензионными обязательствами», – заявил председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин, дав вчера старт бурению на участке Лисянском.

Однако сейчас в Охотском море к бурению на шельфе готовится и «Газпром». В мае этого года две ППБУ «Полярная звезда» и «Северное сияние», принадлежащие «Газпром флоту», вернулись из Китая после планового ремонта на верфи в Янтао в Татарский залив (порт Холмск), где готовятся к предстоящему буровому сезону на Киринском газоконденсатном месторождении. Обе установки шестого поколения построены для работы в суровых климатических условиях, способны проводить разведочное и эксплуатационное бурение газовых и нефтяных скважин глубиной до 7,5 км при глубине моря от 70 м до 500 м и температуре воздуха до минус 30 градусов по Цельсию. На Киринском им предстоит пробурить скважины под номерами Р1, Р2, Р3 и Р7.

Несмотря на сокращение инвестиций, выделяемых на геологоразведку «Газпромом» в этом году (примерно на 32% по сравнению с прошлым годом), на геологоразведочные проекты в морских акваториях компания направит примерно половину (35,5 млрд рублей) из 80,4 млрд рублей, запланированных на эти цели. Дело в том, что именно шельф сегодня может обеспечить значительный прирост ресурсов. Что касается восполнения минерально-сырьевой базы, капиталовложения в ГРР на шельфе приносят ощутимую отдачу. Так, по итогам прошлого года, основной прирост запасов «Газпрому» обеспечили два месторождения: морское Южно-Киринское (213,2 млрд куб. м газа) и сухопутное Чаяндинское (205 млрд куб. м газа).

На этот год дочерняя «Газпром геологоразведка» запланировала выполнение на шельфе сейсмических работ на 15 тыс. кв. км, тогда как общий объем сейсмики (на суше и море) составит 18 тыс. кв. км. Очевидно, что дальнейшие перспективы геологоразведки «Газпром» связывает именно с шельфом.

За опытом «Газпром» устремляется в зарубежные проекты. Как мы писали вчера, благодаря обмену активами с немецкой Wintershall и австрийской OMV, «Газпром» получил доступ к участию в проектах на более чем 90 лицензионных участках на норвежском континентальном шельфе: в Северном, Норвежском и Баренцевом морях. Среди наиболее интересных проектов, в которых будет участвовать российская компания: недавно запущенное в эксплуатацию (в строгом соответствии с установленным графиком) североморское месторождение Эдвард Григ, где применяются самые современные технологии; а также перспективный арктический проект. Еще в 2013 г. OMV открыла в Баренцевом море месторождение Вистинг, а в январе этого года австрийская компания пробурила первую скважину на месторождении Вистинг Сентрал 2 на своих лицензионных участках в норвежской части Арктики. Многие эксперты и даже топ-менеджеры «Газпрома» с иронией отнеслись к словам члена правления компании Всеволода Черепанова журналистам в отношении действия санкций на российские шельфовые проекты: «Мы даже не чувствуем этого». Если в отношении Южно-Киринского месторождения, для разработки которого были специально введены ограничения со стороны США, такое заявление и могло бы вызвать сомнения, то, что касается доступа к современным морским и арктическим технологиям, слова одного из ключевых руководителей «Газпрома», занимающегося шельфовыми проектами, находят свое подтверждение.

В рамках недавней 13-й Международной конференции «Освоение шельфа России и СНГ-2016», проходившей в московском отеле «Балчуг» заместитель начальника управления компании «Газпром» Марат Нуриев, обозначил вектор развития арктических технологий для шельфа. По его словам, для освоения морских месторождений углеводородов в арктических и субарктических условиях традиционные подходы неприменимы. «При выполнении аналогичных работ на суше и шельфе в арктических и субарктических условиях уровни рисков значительно более высоки на шельфе. Одним из ключевых ограничений при реализации шельфовых проектов в арктических и субарктических условиях является безледовый период – буровой сезон. Его увеличение – важнейший вектор развития технологий и технических средств для повышения эффективности разведки и разработки морских месторождений в Арктике. Развитие технологий подводной добычи – ключ к освоению морских ресурсов углеводородов в субарктических и арктических условиях», – отметил Нуриев. Сейчас, несмотря на секторальные санкции на поставку нефтегазового оборудования, «Газпром» продолжает освоение шельфовых месторождений в рамках проекта «Сахалин-3» с помощью подводно-добычных комплексов норвежской компании FMC.

В свою очередь «Роснефть» планирует локализацию производства ПДК, благодаря сотрудничеству с целым рядом иностранных компаний. По словам замдиректора департамента по локализации техники и технологий «Роснефти» Валерии Банниковой, выступившей в ходе апрельского «Национального нефтегазового форума», в деле производства подводно-добычного оборудования российскую компанию готовы поддержать General Electric, FMC Tecnologies и Aker Solutions. Еще в январе 2015 г. «Роснефть» и американская GE создали СП, а в начале этого года – три завода, один из которых, по словам Банниковой, будет расположен на территории дальневосточного комплекса «Звезда» и будет производить винто-рулевые колонки нового типа для судов ледового класса. Для ПДК разрабатывается ТЭО проекта, который предполагается реализовать на судоремонтном заводе в Мурманске. «Роснефть» оценивает необходимые инвестиции для импортозамещения по этому направлению в 6-7 млрд долларов. Среди перечня локализуемого оборудования для производства подводно-добычных комплексов «Роснефть» и GE – подводные фонтанная арматура, манифольды и комплексы распределения энергии, а также оконечное устройство райзеров и шлангокабелей. По информации Банниковой, сейчас «Роснефть» обсуждает с FMC Technologies и Aker Solutions возможности производства в России и другого оборудования для ПДК.

Возвращаясь к выступлениям на 13-й Международной конференции «Освоение шельфа России и СНГ-2016», можно отметить новые морские геологоразведочные проекты на арктическом направлении, которое также находится под санкциями США и ЕС. Так, Алексей Фадеев, начальник управления по обеспечению производства «Газпромнефть-Сахалин» – дочерней компании «Газпром нефть», рассказал о статусе нескольких арктических геологоразведочных проектов в Баренцевом, Печорском, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В планах «Газпромнефть-Сахалин» на ближайшие годы выполнение больших объемов сейсмики и бурение пяти новых скважин: на Долгинском (1), Северо-Врангелевском (2) и Хейсовском (2) лицензионных участках.

/neftianka.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru