Миллиарды налоговых льгот за мегапроекты в Арктике
«Новатэк» получит 40 миллиардов рублей в виде налоговых вычетов на строительство крупного портового терминала на Гыданском полуострове. Это лишь один из примеров того, какие налоговые льготы получают компании, вкладывающиеся в новые арктические проекты
Как пишет РБК, наличие такого соглашения подтвердили источники в правительстве региона.
«Утренний» будет обслуживать следующий крупный проект «Новатэка» «Арктик СПГ 2» мощностью 19,8 млн тонн сжиженного природного газа в год.
Затраты на строительство нового объекта инфраструктуры оцениваются в 144,3 млрд рублей (1,95 млрд евро), из которых 103,6 млрд (1,39 млрд евро) выделит федеральный бюджет. Завод должен вступить в строй в 2023 году.
В июне проект строительства терминала получил одобрение госэкспертизы. Строительство пройдет в семь этапов, из которых первые три отводятся под создание инфраструктурных объектов федеральной собственности, в том числе строительство глубоководного подходного канала в Обской губе и установку навигационного оборудования.
Налоговые льготы в Мурманске
«Утренний» — не первый проект «Новатэка», предусматривающий серьезные налоговые льготы. В Мурманске, где компания создает крупный завод для строительства платформ для СПГ-заводов, компания также получила щедрые налоговые послабления. Несмотря на серьезные экономические трудности, в начале этого года региональные власти предоставили «Новатэку» налоговые льготы почти на 12 млрд рублей.
Как сообщили в правительстве региона, налоговые льготы охватывают период до 2023 и 2024 года соответственно.
Глава «Новатэка» Леонид Михельсон ранее подтвердил, что инвестиции компании в Мурманской области составят около 120 млрд рублей (1,62 млрд евро) и что первая очередь завода в Белокаменке будет готова в течение 2019 года.
Налоговые льготы на перевалку СПГ
И «Новатэк» хочет большего. Как пишет «Коммерсант», компания запросила у правительства значительно сократить фискальную нагрузку на планируемую перевалку СПГ у берегов Кольского полуострова.
Уже в конце 2019 года флот «Новатека», состоящий из танкеров-газовозов ледового класса, начнет совершать рейсы в район острова Кильдин, где СПГ будут переваливать на обычные танкеры. Газовозы, которых вскоре станет 15, зарегистрированы за рубежом и поэтому обязаны платить таможенные пошлины.
В письме премьер-министру Дмитрию Медведеву владелец «Новатэка» Леонид Михельсон просит не взимать с судов, участвующих в перевалке, таможенные пошлины на сумму 7,5 млрд рублей (10 млн евро). До июля этого года перевалка в режиме «борт-о-борт» велась в норвежском Хоннингсвоге.
Большая нефть
Аналогичные запросы о предоставлении налоговых льгот поступают и от других крупных компаний, работающих в Арктике, в том числе «Роснефти».
Этим летом глава компании Игорь Сечин дал понять, что для строительства планируемого трубопровода протяженностью 600 км до Северного Ледовитого океана его компании потребуются крупные налоговые льготы. Просьбу также поддержала компания «Нефтегазхолдинг», принадлежащая бывшему главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову.
Ранее в «Роснефти» заявляли, что рассматривают возможность строительства трубопровода от Ванкорских месторождений на севере Сибири до расположенного на побережье Таймыра поселка Диксон. Протяженность трубопровода составит около 600 км, а его пропускная способность — не менее 25 млн тонн нефти в год.
По этому трубопроводу также может пойти нефть с Пайяхских месторождений «Нефтегазхолдинга» на Таймыре, запасы которых, по оценкам, составляют до 1,2 млрд тонн нефти.
Поддержка государства
Вероятно, компании получат то, о чем просят. Федеральное правительство не раз давало понять, что готово предоставлять крупные льготы компаниям, вкладывающим средства в Арктику.
В апреле этого года на форуме «Арктика — территория диалога» эту готовность подтвердил вице-премьером Юрий Трутнев.
Он заявил, что инвестирующие в Арктику компании могут снизить налоговую нагрузку на целых две трети на весь срок реализации проекта.