«Новатэк» получит 40 миллиардов рублей в виде налоговых вычетов на строительство крупного портового терминала на Гыданском полуострове. Это лишь один из примеров того, какие налоговые льготы получают компании, вкладывающиеся в новые арктические проекты
Как пишет РБК, наличие такого соглашения подтвердили источники в правительстве региона.
«Утренний» будет обслуживать следующий крупный проект «Новатэка» «Арктик СПГ 2» мощностью 19,8 млн тонн сжиженного природного газа в год.
Затраты на строительство нового объекта инфраструктуры оцениваются в 144,3 млрд рублей (1,95 млрд евро), из которых 103,6 млрд (1,39 млрд евро) выделит федеральный бюджет. Завод должен вступить в строй в 2023 году.
В июне проект строительства терминала получил одобрение госэкспертизы [2]. Строительство пройдет в семь этапов, из которых первые три отводятся под создание инфраструктурных объектов федеральной собственности, в том числе строительство глубоководного подходного канала в Обской губе и установку навигационного оборудования.
Налоговые льготы в Мурманске
«Утренний» — не первый проект «Новатэка», предусматривающий серьезные налоговые льготы. В Мурманске, где компания создает крупный завод для строительства платформ для СПГ-заводов, компания также получила щедрые налоговые послабления. Несмотря на серьезные экономические трудности, в начале этого года региональные власти предоставили «Новатэку» налоговые льготы почти на 12 млрд рублей [3].
Как сообщили в правительстве региона, налоговые льготы охватывают период до 2023 и 2024 года соответственно.
Глава «Новатэка» Леонид Михельсон ранее подтвердил, что инвестиции компании в Мурманской области составят около 120 млрд рублей (1,62 млрд евро) и что первая очередь завода в Белокаменке будет готова в течение 2019 года.
Налоговые льготы на перевалку СПГ
И «Новатэк» хочет большего. Как пишет «Коммерсант» [4], компания запросила у правительства значительно сократить фискальную нагрузку на планируемую перевалку СПГ у берегов Кольского полуострова.
Уже в конце 2019 года флот «Новатека», состоящий из танкеров-газовозов ледового класса, начнет совершать рейсы в район острова Кильдин, где СПГ будут переваливать на обычные танкеры. Газовозы, которых вскоре станет 15, зарегистрированы за рубежом и поэтому обязаны платить таможенные пошлины.
В письме премьер-министру Дмитрию Медведеву владелец «Новатэка» Леонид Михельсон просит не взимать с судов, участвующих в перевалке, таможенные пошлины на сумму 7,5 млрд рублей (10 млн евро). До июля этого года перевалка в режиме «борт-о-борт» велась в норвежском Хоннингсвоге.
Большая нефть
Аналогичные запросы о предоставлении налоговых льгот поступают и от других крупных компаний, работающих в Арктике, в том числе «Роснефти».
Этим летом глава компании Игорь Сечин дал понять, что для строительства планируемого трубопровода протяженностью 600 км до Северного Ледовитого океана его компании потребуются крупные налоговые льготы [5]. Просьбу также поддержала компания «Нефтегазхолдинг», принадлежащая бывшему главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову.
Ранее в «Роснефти» заявляли, что рассматривают возможность строительства трубопровода от Ванкорских месторождений на севере Сибири до расположенного на побережье Таймыра поселка Диксон. Протяженность трубопровода составит около 600 км, а его пропускная способность — не менее 25 млн тонн нефти в год [6].
По этому трубопроводу также может пойти нефть с Пайяхских месторождений «Нефтегазхолдинга» на Таймыре, запасы которых, по оценкам, составляют до 1,2 млрд тонн нефти [7].
Поддержка государства
Вероятно, компании получат то, о чем просят. Федеральное правительство не раз давало понять, что готово предоставлять крупные льготы компаниям, вкладывающим средства в Арктику.
В апреле этого года на форуме «Арктика — территория диалога» эту готовность подтвердил вице-премьером Юрий Трутнев [8].
Он заявил, что инвестирующие в Арктику компании могут снизить налоговую нагрузку на целых две трети на весь срок реализации проекта.