Северо-западный проход как новый канал дипломатии Канады с Китаем
Прошлым летом канадскую Арктику посетил «дракон» – китайское научно-исследовательское судно Xue Long («Сюэ лун» – снежный дракон) ледового класса. В рамках приполярной экспедиции, маршрут которой проходил, в том числе, вдоль побережья России, Норвегии и Гренландии, Xue Long прошел через Северо-Западный проход.
При проходе в Канадских водах китайская сторона повела себя безукоризненно. На судно был нанят канадский ледовый штурман, было запрошено разрешение на проведение исследований, на борт были приглашены канадские ученые, пишет The Globe and Mail.
Исследования, однако, не ограничивались исключительно научными целями. По данным информационного агентства «Синьхуа», ледоколом «был накоплен богатейший опыт для использования китайскими судами при прохождении через Северо-Западный проход в будущем».
Канадская ежедневная газета The Globe and Mail взяла интервью у одного из ученых, пребывавших на борту, – Хэ Цзяньфэна (He Jianfeng). «Северо-Западный проход обладает весьма значительным навигационным потенциалом», – утверждает доктор Хэ, добавляя, что данные о глубинах моря, собранные судном, являются «в высокой степени определяющим фактором при оценке пригодности прохода для коммерческого использования».
Китайские компании уже используют Северный морской путь, пролегающий вдоль побережья России. Прошлым летом по этому пути пятью контейнеровозами был доставлен груз на европейские рынки. В июле Председатель КНР Си Цзиньпин и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев выразили общую заинтересованность в превращении водного пути в «Ледовый шелковый путь».
Использование китайскими судоходными компаниями Северо-Западного прохода увеличивает риск возникновения происшествий, вследствие чего правительство Канады вынуждено совершенствовать свои возможности и средства, необходимые для проведения поисково‑спасательных операций и ликвидации разливов нефти, а также сооружать «убежища» для судов, терпящих бедствие.
Другая проблема касается вопроса канадского суверенитета, поскольку Китай должен будет неизбежно принять одну из сторон в давнем споре о юридическом статусе водного пути. Канадская сторона придерживается позиции, согласно которой Северо-Западный проход относится к ее «внутренним водам», вход в которые может быть возможен только с разрешения Канады; США настаивают на том, что проход является «международным проливом».
Поскольку КНР является крупнейшей торговой и морской державой, ее позиция и подходы оказывают значительное влияние на международное право.
Но, еще раз отметим, Китай повел себя безукоризненно этим летом. Прошлым летом в КНР было выпущено руководство по прохождению Северо-Западного прохода, в котором содержатся рекомендации китайским судам, согласно которым они должны запрашивать разрешение и «придерживаться канадского Закона о судоходстве от 2001 г. и правил Службы управления движением судов для северных районов Канады от 2010 г.».
Такие рекомендации вполне обоснованы, поскольку Канада является единственным государством, способным обеспечить поиск, спасение и другую помощь в Северо-Западном проходе, протяженность которого составляет 1500 км. Без канадской поддержки иностранные моряки будут предоставлены самим себе в самом удаленном регионе с наиболее неблагоприятными климатическими условиями.
Еще одной причиной поддержки Китаем канадской позиции является его собственный территориальный спор о прибрежных территориях. Этот спор очень похож на спор между Канадой и США: китайская сторона считает пролив Хайнань (Цюнчжоу) между материковой частью КНР и островом Хайнань своими «внутренними водами», США же настаивает на статусе «международного пролива».
По этой причине КНР имеет правовой интерес в споре о Северо-Западном проходе, заключающийся в недопущении невыгодного прецедента, который может иметь место в случае, если спор разрешится в пользу США.
На настоящий момент Китай не выразил открытой поддержки позиции Канады. Запрашивая разрешение на проведение исследований с использованием принадлежащих государству судов, правительства избегают такого рода неудобные темы, поскольку для проведения исследований в международных проливах также требуется разрешение прибрежного государства.
Подошло время для явной поддержки Китаем канадской позиции по вопросу Северо-Западного прохода, однако такая поддержка вероятнее всего возможна только в рамках соглашения, достигнутого в результате многосторонних переговоров.
КНР будет необходима открытая поддержка ее позиции в споре о проливе Хайнань (Цюнчжоу). Вероятнее всего китайская сторона запросит общее разрешение для судов под флагом или в собственности КНР на проход через Северо-Западный проход, как и для судов, следующих в порты КНР или из них, разумеется, при гарантии того, что все они будут соблюдать канадские законы. КНР может даже запросить разрешение на право инвестировать в инфраструктуру и службы, действующие в канадской Арктике.
Ни одно из этих условий не влечет негативных последствий для Канады.
Десятилетиями канадская политика в отношении Северо-Западного прохода строилась на принципе «не будите спящую собаку». Теоретически, нетающий ледяной покров арктических морей может послужить интересам Канады, сдерживая объемы судоходства и позволяя контролировать проход немногочисленных судов, например, посредством предоставления разрешения на исследования.
Однако дракон не спит. Пришло время для привлечения Китая к активному участию в вопросе о статусе Северо-Западного прохода в целях извлечения максимальных общих выгод и урегулирования взаимных притязаний.