Роман Самсонов: Арктика будет одной из базовых территорий РФ, несмотря на кадровые и демографические проблемы

Sansonov_new

Численность жителей российской Арктики, по данным комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, за четыре года снизилась на 1,2%. Причиной оттока людей специалисты называют неразвитость инфраструктуры и транспортного сообщения в арктических регионах.

Свое мнение о ситуации в Арктике и перспективах ее развития Агентству нефтегазовой информации выразил руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов

Статистика противоречивая. Существует восемь арктических опорных зон и у каждой свои данные. Например, на Ямале мы, наоборот, наблюдаем прирост численности жителей — в основном за счет временных специалистов. Только для строительства завода СПГ в Сабетте были созданы условия для приезда почти 30 тысяч специалистов.

В Арктику приезжает много рабочих из ближнего и дальнего зарубежья, труд здесь сезонный и тяжелый. В то же время арктические проекты оказываются финансово привлекательными для многих петербуржцев и москвичей — люди из столичных регионов стремятся сюда, чтобы заработать, но затем возвращаются на постоянное место жительства. Так что 1,2% — это очень усредненно и не отражает реальную картину.

В Арктике живет и будет жить столько людей, сколько требуется для обеспечения рабочих процессов и поддержания жизнедеятельности основных инфраструктурных объектов. Для комфортного существования граждане, как правило, выбирают центральные регионы России.

Более тревожна проблема сокращения численности коренных жителей Арктики. Чтобы остановить эту тенденцию, в мире разрабатываются программы на законодательном уровне. К примеру, Лапландия и Норвегия уже потеряли несколько национальностей и языков, они вынуждены разрабатывать госпрограммы, чтобы восстановить утраченные этносы. Благодаря опыту наших зарубежных коллег мы тоже пытаемся решать этот вопрос.

Еще одна существенная проблема заключается в закреплении кадров. В Арктике нет локальных вузов и мощных научных школ, поэтому молодые люди вынуждены поступать в федеральные учебные заведения. Получается, что молодежь, которая могла бы трудиться и получать северную надбавку, уезжает отсюда, а старшее поколение остается.

Кстати, о надбавке. С одной стороны, законодательство поддерживает людей, а с другой — структура бизнеса поменялась, в нем нет того бурного роста, который мог бы обеспечить выплату северных надбавок. То есть ресурсной базы в виде экономического развития региона для того, чтобы ее платить, нет.

Кроме того, высшие руководители, которых делегируют в Арктику из центра, как правило, привозят с собой готовую команду специалистов и управленцев, что создает проблемы для трудоустройства и профессионального роста местных жителей. Нередко это приводит к тому, что тормозится развитие местного производства, вплоть до продуктов питания, которые начинают поступать из других регионов. Чем не проблема Европейского сообщества, в котором ради глобального развития тормозится искусственно местное?!

Если в целом говорить о развитии северных и арктических регионов России, то здесь есть прекрасные перспективы в связи с реализацией масштабных проектов в Югре, Печоре и на Ямале. Прежде всего это Бованенково, которое на пике должно давать 140 миллиардов кубометров газа, что позволит добывать всего на Ямале более 350 миллиардов кубов газа, заместив падение добычи на истощающихся гигантских месторождениях страны.

Когда будут реализованы проекты по строительству промежуточных баз для перегрузки сжиженного газа на Камчатке, у нас появится уникальная возможность для создания международного арктического газового хаба во Владивостоке.

В ближайшие десятилетия прогнозируется мировой рост потребления природного газа, а уровень использования СПГ вообще будет опережать темпы роста трубопроводного газа, в связи с чем ожидается и существенный прирост его добычи. Создание такого газового центра на Дальнем Востоке даст России шанс получить свою историческую премию от участия в использовании уникальной возможности в области поставок СПГ.

Значительный прогресс в газовой отрасли связан с запуском «Ямала СПГ» и реализацией других проектов НОВАТЭКа. Благодаря тому, что здесь создана соответствующая инфраструктура с преференциями со стороны государства, у данной территории есть хорошие возможности.

Если мы так динамично будем продолжать разработку ресурсной базы в Арктике, то перспективы ее развития будут только увеличиваться.

Хотя мы как аналитики считаем необходимым не менее активное развитие нетрадиционных и альтернативных источников энергии, которыми богаты наши Север и Арктика. Прежде всего это энергия ветра, Солнца в комбинации с уже освоенными углеводородами, в частности СПГ в качестве моторного и судового топлива. Гибридные системы позволяют существенно повысить надежность и гибкость энергосистем Арктики, в том числе за счет развития распределенной генерации и использования местного топлива.

 

/angi.ru/

 



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru