Минприроды хочет на год-два приостановить выдачу лицензий на шельфе Арктики
Заморозить выдачу лицензий на нефтегазовые месторождения, расположенные на арктическом шельфе России, на один-два года. С таким предложением Минприроды обратилось в правительство РФ, сообщил глава министерства Сергей Донской в интервью газете «Ведомости«. По сведениям из компетентных источников, делается это, чтобы подготовить правовую базу для организации аукционов на шельфовые нефтегазовые промыслы.
«Мы вышли с инициативой в правительство заморозить лицензирование. Но с оговоркой: если у госкомпаний есть общие интересы на какой-либо участок, он будет выставлен на аукцион. Дабы «Газпром» и «Роснефть» не ломали копья, а вместо этого померились кошельками», — пояснил Донской, напомнив, что сейчас обе госкомпании претендуют на Мурманское газовое месторождение в южной части Баренцева моря.
Такую позицию Минприроды эксперты связывают с подготовкой постановления российского кабинета министров, по которому могут быть проведены аукционы на получение лицензий на участки шельфа, если на них претендует несколько компаний. Об этом ранее сообщил РИА «Новости» информатор, близкий к министерству природных ресурсов. Напомним, что сейчас правительство РФ может выдавать лицензии на разработку шельфовых месторождений в Арктике только двум компаниям — «Роснефти» и «Газпрому», однако законодательством не предусмотрена процедура выдачи лицензий на спорные участки. Частные компании пока к арктическому шельфу доступа не получили, хотя такая идея активно обсуждается в недрах правительства с начала прошлого года.
Глава Минприроды в своем интервью «Ведомостям» отметил, что планы российских властей начать добычу нефти и газа на шельфе Арктики к концу следующего десятилетия пока остаются в силе. Следовательно, основной объем производства на арктических месторождениях придется на период после 2030 года.
«Невозможно сказать, что к 2029 году мы запустим все проекты, понятно, что будут сдвиги, какие-то сложности. Но изначально, когда в 2012 году планировали освоение шельфа, закладывали, что основной объем добычи будет после 2030 года. Пока эти планы не пересматривались. Работа на шельфе сложная и требует больших инвестиций. Мы шельф рассматриваем как резерв, который будем развивать», — отметил Донской.
Сейчас добыча на шельфе Арктике ведется только на одном проекте — Приразломном месторождении в Печорском море.
Южно-Киринское успешно осваивается
Также министр сообщил, что «Газпром» продолжает успешно работать на Южно-Киринском месторождении на шельфе Сахалина, несмотря на то, что год назад Запад ввел персональные санкции против этого нефтегазового промысла. В прошлом августе США запретили своим компаниям какое-либо участие в освоении этого участка недр на том основании, что там обнаружены приличные запасы нефти. Напомним, секторальные санкции Запада распространяются на нефтяные месторождения российского шельфа, но не на газовые.
«Могу сказать, что «Газпром» продолжает успешно работать на месторождении. Бурение запланировано на 2017 год, ввод месторождения в эксплуатацию — на начало 2022 года. Изменения в лицензию не вносились», — рассказал Донской.
В связи с этим глава Минприроды отметил, что на рынке морского бурения есть не только компании из США.
«Есть, например, китайские компании, которые с «Газпромом» сотрудничают. Сотрудничество со странами АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона — ред.) — вообще правильное направление с учетом географии проекта. Кроме того, у компании есть и свои буровые, и свои суда, и дополнительно планы по импортозамещению», — сказал Донской.
Открытое в 2010 году Южно-Киринское месторождение, расположенное примерно в 35 километрах от северо-восточного берега Сахалина, на данный момент является крупнейшим промыслом «Газпрома» в этом регионе с запасами газа по категориям С1+С2 около 700 млрд кубометров. Этот участок недр изначально входил в ресурсную базу проекта «Сахалин-3», для которого российская компания пока не нашла соинвестора. В «Газпроме» неоднократно подчеркивали, что освоение Южно-Киринского невозможно без компетентного иностранного партнера. Свое первое месторождение на шельфе Сахалина компания разрабатывала при помощи подводного комплекса добычи американской фирмы FMC.
В июне 2015 года «Газпром» и Shell подписали меморандум по проекту строительства третьей линии на производящем СПГ заводе проекта «Сахалин-2». Ее ввод в эксплуатацию позволит увеличить мощность предприятия в 1,5 раза — до 15 млн тонн сжиженного газа в год. В качестве ресурсной базы для расширения «Сахалина-2» рассматривалось Южно-Киринское месторождение. После введения санкций «Газпром» сдвинул сроки начала добычи на нем с 2019 на 2021 год.
До конца года будут разыграны еще два нефтегазовых месторождения в ХМАО
Кроме того, глава Минприроды сообщил, что до конца текущего года рассчитывает выставить на конкурс еще два участка недр, содержащих запасы углеводородов, — Назымский и Ай-Яунский в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Министр подчеркнул сложность работы на этих промыслах.
«Сегодня реализуются объекты со все более сложными условиями: запасы, их качество, логистика, изученность. Назымский и Ай-Яунский — сложные участки, где требуется применение технологий по извлечению трудноизвлекаемых запасов, которые не всегда есть на рынке, иногда их нужно отрабатывать. В 2015 году Назымский уже выставлялся на аукцион, была подана одна заявка. По правилам он был признан несостоявшимся. Мы планируем сейчас выставить эти участки на конкурс», — рассказал Донской.
Он отметил, что проведение этих аукционов значится в плане лицензирования Роснедр до конца года. По мнению главы Минприроды, было бы неплохо, если бы на них победили компании с опытом разработки трудноизвлекаемых запасов и соответствующими технологиями. Причем министр допустил, что лицензии может получить зарубежный инвестор.