Первый в мире плавучий погружной туннель проектируют в Норвегии
Фьорды – не только национальное достояние Норвегии, но и источник проблем для эффективного дорожного строительства. Изрезанная береговая линия в разы увеличивает протяженность автомобильных трасс, а необходимость оборудовать паромные переправы значительно снижает скорость передвижения транспорта по побережью страны. Управление общественных дорог Норвегии выступило с амбициозным планом построить к 2035 году серию плавучих погружных туннелей, которые обеспечат бесперебойное движение транспорта по побережью
Проект оценивается в 25 млрд долларов США. Серия погружных тоннелей сократит время движения автотранспорта по трассе E39 между южным портом Кристиансанн и северным портом Тронхейм с 21 часа до 11 часов. В настоящий момент тысячекилометровый маршрут включает семь паромных переправ, что значительно увеличивает время в пути.
Первый в мире плавучий погружной туннель планируют проложить через Сонге-фьорд – самый крупный фьорд в Европе на западном побережье Норвегии примерно в 70 км севернее Бергена. Глубина его достигает 1308 м, ширина – 1 км, а протяженность – 204 км. Из-за его размеров строительство моста не представляется возможным, но допустима установка транспортной трубы, которая будет держаться под водой примерно в 30 метрах от поверхности на гигантских поплавках – так в упрощенном виде выглядит проект норвежцев.
По расчетам инженеров, туннель будет состоять из двух параллельно идущих труб для обеспечения двустороннего движения. Длина туннеля составит примерно 1,2 км, он будет изогнут дугой, чтобы уменьшить воздействие на конструкцию приливных волн и штормов. На глубине в 20 – 30 м от поверхности фьорда его будут удерживать понтоны и якоря. Преимущества данной конструкции над традиционными переправами через водные преграды – устойчивость при любой погоде. Также она нанесет минимальный вред пейзажу фьорда и не создаст преграды для судов, курсирующих в заливе.
Данный тоннель объединит сразу несколько технологических решений, которые по отдельности уже прошли испытание на прочность временем: бетонный тюбинг является неотъемлемой частью всех туннелей, понтоны много лет используются для плавучих мостов, а тросовое закрепление зарекомендовало себя в офшорных проектах.
Пока одним из основных вопросов, на который предстоит ответить авторам проекта, – это геологическая структура дна Сонге-фьорда. Необходимо убедиться, что породы на дне позволят надежно закрепить туннель. Также предстоит построить модели течений, ветров и динамики волн и оценить связанных с ними риски. Кроме того, необходимо рассчитать запас прочности сооружения на случай столкновения с ним судна или подводной лодки. После того, как все расчёты будут выполнены, проект еще должно утвердить правительство Норвегии, так как оно, скорее всего, станет его главным спонсором.