Арктика 2018: возвращение к «нормальности»
В конце года принято подводить его итоги и строить планы на будущее. Что же принёс Арктике уходящий год и что «год грядущий нам готовит»?
2018 год не принёс каких-то неожиданных решений или, наоборот, драматических событий, резко ухудшивших ситуацию в регионе. Так, например, не была реализована «прорывная идея» финского президента о проведении «арктического саммита». Финляндия до весны 2019 г. остается председателем Арктического совета, и такой саммит был бы мощным «аккордом» в конце финской северной «пьесы». Однако скептическое отношение Д. Трампа к подобным мероприятиям, где, как он опасается, его будут уговаривать вернуться в лоно Парижского соглашения (2015 г.) по борьбе с последствиями изменения климата и склонять к заключению каких-то новых многосторонних соглашений по Арктике, помешало воплощению этой идеи в жизнь.
С другой стороны, не оправдались и мрачные прогнозы некоторых западных аналитиков о том, что украинский и сирийский кризисы негативно повлияют на другие регионы, включая Арктику, где усилится борьба различных держав за контроль над природными ресурсами региона и расширится военное противостояние между НАТО и Россией. Не сбылись и предсказания о «китайской экспансии» в Арктике под лозунгом о необходимости развития инициативы «Полярного шелкового пути», являющегося частью более широкого проекта «Один пояс — один путь». Пекин вёл себя вполне конструктивно и всячески демонстрировал своё уважение к суверенитету арктических держав.
В целом ситуацию, сложившуюся в Арктике в уходящем году, можно охарактеризовать английской поговоркой «back to normalcy» (возвращение к нормальности).
Что касается Москвы, то в 2018 г. она продолжала последовательно реализовывать свою программу социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). На полную мощность заработал завод по производству сжиженного природного газа Ямал-СПГ. Семь из пятнадцати газоводов ледокольного типа, способных доставлять груз заказчикам круглый год, уже функционируют на Северном морском пути (СМП), перевозя СПГ из порта Сабетта. Компания «Новатэк» планирует построить еще один завод по сжижению газа (Арктик СПГ-2) на базе Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в северной части Гыданского полуострова. Летом 2018 г. «Новатэк» открыл крупное Северо-обское месторождение в Обской губе, которое, возможно, потребует строительства третьего завода СПГ.
СПГ в основном поставляется в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, но часть его идёт европейским потребителям, что вызвало острую реакцию со стороны США, которые сами намерены продавать СПГ европейцам, но пока отстают от России по объемам поставок и не могут конкурировать с ней по цене. В ноябре 2018 г. госдепартамент США выразил озабоченность закупками российского СПГ европейцами, поскольку, по его мнению, это усиливает зависимость Европы от России и, в конечном счете, якобы подрывает её энергетическую безопасность.
Решая собственные энергетические проблемы отдаленных регионов АЗРФ, Россия собирается разместить плавучую атомную теплоэлектростанцию в Певеке (Чукотка). Сейчас ПАТЭС загружается ядерным топливом в Мурманске, а в 2019 г. она будет транспортирована в Певек. ПАТЭС призвана заменить Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭС, которые почти исчерпали свой ресурс.
Москва продолжает придерживаться курса на активное развитие СМП не только как национальной морской артерии, но и как международного транспортного маршрута. Наблюдается значительный рост активности в таких портах, связанных с поставкой энергоносителей, как Сабетта («Новатэк»), Новый порт («Газпром нефть») и Варандей («Лукойл»). По сравнению с 2017 г. в 2018 г. объем перевезенных по СМП грузов увеличился на 80%. Постепенно модернизируется инфраструктура СМП — портовая, поисково-спасательная, навигационная, метеорологическая и пр. Компания «Новатэк» определилась с местом строительства терминала для перевалки СПГ на Камчатке. Он будет расположен в бухте Бечевинская, где арктический СПГ будет перегружаться на суда заказчиков из Восточной и Юго-Восточной Азии. Это выгодно и компании, у чьих газовозов ледового класса не будет необходимости ходить по теплым морям, и потребителям из Азиатско-Тихоокеанского региона, так как они смогут использовать суда без ледового подкрепления.
Конечно, международные транзитные перевозки по СМП развиваются не так быстро, как хотелось бы, но и в этой области наблюдается определенный прогресс.
Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на СМП и в целом в Арктике сформирована группировка МЧС России, которая предусматривает создание 11-ти арктических комплексных аварийно-спасательных центров . На сегодняшний день функционируют пять центров в Северо-Западном федеральном округе (Нарьян-Мар, Архангельск, Воркута, Мурманск) и один — в Сибирском федеральном округе в г. Дудинка. Они обеспечивают режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике.
МЧС России совместно с Государственной корпорацией «Роскосмос» создали общие центры приёма и обработки космической информации в Мурманске, Дудинке и Анадыре. Успешно функционирует созданный в октябре 2015 г. на базе Главного управления МЧС России по Мурманской области совместный с Роскосмосом первый арктический Центр дистанционного зондирования Земли. Центр позволяет повысить оперативность информирования по всем значимым для региона рискам: ухудшения ледовой, лесопожарной и паводковой обстановки, возникновения аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.
Значительные перемены произошли в системе управления СМП. В 2018 г. Минтранс и «Росатом» договорились о разделении полномочий по управлению СМП. Министерство сохранит полномочия по нормативно-правовому регулированию судоходства по СМП, выполнению международных обязательств РФ, контрольно-надзорные функции, в том числе утверждение стандартов и требований, связанных с безопасностью мореплавания и пр. Предусматривается наделение Росатома полномочиями главного оператора СМП и распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственных программ в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также полномочиями по обеспечению навигации и круглогодичной проводки по СМП. В структуре Росатома была создана дирекция СМП. Законопроект об управлении СМП находится на рассмотрении в Госдуме.
Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на СМП и в целом в Арктике сформирована группировка МЧС России, которая предусматривает создание 11-ти арктических комплексных аварийно-спасательных центров [1]. На сегодняшний день функционируют пять центров в Северо-Западном федеральном округе (Нарьян-Мар, Архангельск, Воркута, Мурманск) и один — в Сибирском федеральном округе в г. Дудинка. Они обеспечивают режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике.
МЧС России совместно с Государственной корпорацией «Роскосмос» создали общие центры приёма и обработки космической информации в Мурманске, Дудинке и Анадыре. Успешно функционирует созданный в октябре 2015 г. на базе Главного управления МЧС России по Мурманской области совместный с Роскосмосом первый арктический Центр дистанционного зондирования Земли. Центр позволяет повысить оперативность информирования по всем значимым для региона рискам: ухудшения ледовой, лесопожарной и паводковой обстановки, возникновения аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов на морских акваториях.
НАТО стала регулярно проводить военные учения в Арктике. В 2018 г. там прошли крупнейшие за всю историю этого альянса учения на Севере. В них приняли участие 50 тыс. военнослужащих, 250 самолётов, 65 крупных надводных кораблей из 31-го государства. Правда, устрашающе-провокационного эффекта эти учения не достигли. Москва достаточно спокойно отреагировала на это событие и не стала отвечать чем-то похожим, например, проведением учений аналогичного масштаба.
Не способствовал активизации арктического сотрудничества и приход к власти в США администрации Д. Трампа. Вскоре после своего появления в Белом доме новый президент объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату, обосновав этот шаг тем, что оно противоречит национальным интересам страны, сдерживая развитие американской промышленности. В своей стратегии национальной безопасности, опубликованной в декабре 2017 г., он заявил о намерении проводить политику «энергетического доминирования» (в отличие от политики «энергетической безопасности» Б. Обамы). Составной частью этой политики является начало добычи нефти и газа в тех районах Аляски, где она раньше была фактически запрещена, то есть в Национальном нефтяном резерве и Национальном арктическом заповеднике, а также на аляскинском шельфе в акваториях Чукотского моря и моря Бофорта.
Д. Трамп также неоднократно высказывал критические замечания в адрес «неудовлетворительной работы» международных институтов в Арктике. И хотя новая администрация не стала блокировать заключение соглашений о расширении научного сотрудничества в Арктике (май 2017 г.) и о запрете нерегулируемого рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана (ноябрь 2017 г.), которые были подготовлены при участии «команды» Б. Обамы, она дала понять, что не собирается форсировать имплементацию этих договоренностей. Неслучайно в 2018 фин. г. финансирование полярных исследований в целом было уменьшено на 10,3% по сравнению с 2016 фин. г. Финансирование же арктических исследований упало за этот период на 18,1%. Изменение арктического курса американского президента привело к серьезным кадровым перестановкам в его администрации. На протяжении 2017–2018 гг. в отставку ушли практически все ключевые чиновники госдепартамента, отвечавшие за арктическую политику страны и выступавшие за активное участие США в про¬граммах арктического сотрудничества. США заметно снизили свою активность в рамках главного регионального института — Арктического совета. Партнеры Вашингтона по арктическому диалогу пока не имеют ясного представления о содержании и приоритетах арктической стратегии администрации Д. Трампа.
В то же время эти негативные тенденции отчасти компенсировались рядом позитивных процессов в сфере международного арктического сотрудничества.
Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества между Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Россией, Швецией и США, заключенное в 2017 г., вступило в силу в мае 2018 г.
В октябре 2018 г. состоялось формальное подписание соглашения о запрете коммерческого рыболовства в центральной части Северного ледовитого океана. Основные параметры соглашения были согласованы арктической «пятёркой» (Данией, Канадой, Норвегией, Россией, США), Исландией, Китаем, Южной Кореей, Японией и Евросоюзом ещё в ноябре 2017 г., но потребовалось ещё некоторое время для доработки технических деталей.
Неплохо развивались двусторонние отношения России с отдельными государствами, вовлеченными в арктические дела. Так, проводятся совместные с норвежскими коллегами мероприятия в сфере охраны морских биологических ресурсов Баренцева моря, в том числе по предупреждению браконьерского лова, а также по совершенствованию взаимодействия при поиске и спасании людей, терпящих бедствие в Баренцевом море. С Береговой охраной США Пограничным управлением ФСБ России по Камчатскому краю наработан достаточно обширный опыт по проведению совместного патрулирования кораблями и авиацией акватории Чукотского моря, а также мониторинга судоходной обстановки в Беринговом проливе. В марте 2018 г. представители служб береговой охраны 8-и государств договорились о проведении вторых практических учений Арктического форума береговых охран (создан в 2015 г.), которые должны пройти в водах Финляндии в начале 2019 г .
В 2018 г. между Россией и США была достигнута договоренность об утверждении маршрутов для судов, следующих через Берингов пролив и в Беринговом море. Информация об этой договоренности была предоставлена Международной морской организации. Стороны договорились создать шесть двусторонних маршрутов и шесть предупредительных зон для безопасного прохождения Берингова моря и пролива между двумя океанами. Карта маршрутов позволит странам избежать многочисленных отмелей, рифов и островов за пределами маршрутов и уменьшить риск возникновения экологических катастроф.
Южная Корея продолжала реализацию амбициозного проекта по строительству для России 15-ти газовозов СПГ ледового класса.
Особенно динамично развивались отношения России с Китаем. Ещё в 2017 г. Пекин выступил с инициативой «Полярный шелковый путь», которая будет частью более широкой китайской инициативы «Пояс и путь» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI в.). В январе 2018 г. вышла «Белая книга КНР» по Арктике, в которой Пекин впервые разъяснил свою стратегию на Севере. В ней значительное место уделено сотрудничеству с Россией.
В целом в 2018 г. был создан неплохой задел на будущее как в плане обеспечения устойчивого развития АЗРФ, так и упрочения международного сотрудничества в этом стратегически важном регионе.
Автор: Александр Сергунин, Д.полит.н., профессор СПбГУ, эксперт РСМД