Разница между Крайним Севером и Арктической зоной значима для СМП
С целью развития Северного морского пути (СМП) необходимо развести понятия Арктической зоны и Крайнего Севера, которые сегодня смешиваются. Такое мнение высказал, выступая на пленарном заседании федерального арктического форума “Дни Арктики в Москве”, губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский.
“Первое, что мне кажется правильным было бы сделать, нужно четко определить критерии, по которым регионы относятся к Арктической зоне. Сегодня столкнулись на практике с сильным смешением понятий Крайнего Севера и Арктической зоны”, — пояснил губернатор.
«Если мы говорим про Крайний Север – традиционные территории, которые нам известны уже многие столетия. Это, скорее, природно-климатические условия, которые определяют особые отношения хозяйствования, и как следствие – особое регулирование», – отметил Цибульский.
«Когда мы говорим об Арктической зоне, мы, все-таки, исходили из того, что это понятие сугубо экономическое. Это те регионы, которые могут, в первую очередь, дать добавленную стоимость для развития Северного морского пути, это те территории, которые прилегают к Северному морскому пути. Это очень важно сегодня разделять”, — рассказал губернатор.
Цибульский объяснил свою позицию изменившимися обстоятельствами: в то время, когда только начиналось освоение Крайнего Севера в советские времена, были мегапроекты, куда нужно было срочно привлечь население из других регионов, для чего государство предлагало особые льготы, особые условия. Теперь, по его мнению, исходные условия поменялись: мегапроекты работают, труд автоматизируется, высвобождаются большое количество трудовых ресурсов, и сейчас надо решать, как их трудоустроить.
Ранее первый замминистра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов высказал мнение, что Россия должна быстрее развивать коммерческое судоходство по Северному морскому пути, иначе США и Австралия в будущем вытеснят газ и нефть, добытые в российской Арктике, с азиатского рынка.
“При освоении углеводородных богатств Арктики я вижу риски выхода из графика и риски того, что тот уникальный углеводородный потенциал арктической зоны останется в недрах, не будучи востребованным на мировых рынках. Если мы не будем предпринимать совместные усилия к тому, чтобы повысить коммерческую скорость движения грузов по Севморпути в азиатском направлении, то, например, ресурсные запасы Арктики, могут быть замещены нашими конкурентами из Австралии, из США на быстрорастущих азиатских рынках”, – сказал Храмов на пресс-конференции в ТАСС.
Замминистра отметил, что запасы газа на арктической территории по категории C1C2 составляют 55 трлн кубометров, нефти – 7,3 млрд тонн, конденсата – 2,7 млрд тонн. А ресурсный потенциал территории “в разы больше”.
“В основном, конечно, мы ожидаем газовые открытия, недавно были сделаны несколько открытий, на Северо-Обском участке, на Гыданском месторождении были прирощены запасы, но это только первые шаги в том крупнейшем потенциале, который наверняка будет еще открыт и поставлен на баланс”, – добавил Храмов.