Будущее Арктики: нефть, туризм и глобальное потепление.

20 апреля 2015 г. в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» прошла пресс-конференция на тему: «Арктика и приоритетные интересы России».

cca1092791bc7a4f5891aacfb4f89_x660

За последнее десятилетие значительно возрос интерес к Арктическому региону со стороны мирового сообщества. В целях усиления присутствия России в арктическом регионе в марте 2015 года была создана Госкомиссия по вопросам развития Арктики. 14 апреля в Москве состоялось первое заседание, где были определены основные задачи и приоритеты деятельности нового органа.

Председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ, член Госкомиссии по вопросам развития Арктики Вячеслав Штыров рассказал в пресс-центре НСН о значимости арктических регионов и основных задачах созданной госкомиссии.

«Россия – страна северная, поэтому для нас Север, Арктика – дом родной. Этому региону всегда уделялась особая политика, там была особая система управления. Повышение интереса к Арктике в России – это и вопрос обороноспособности страны, во-первых, во-вторых, интерес транспортный в связи с глобальным потеплением. Это интерес и к биоресурсам, и к ресурсам недр. В этой связи возникла необходимость уточнить и наши границы в Арктике, и наши возможности. Ещё одна причина: наши северные регионы являются важнейшими поставщиками минерального сырья, стратегических ресурсов. Это важнейшие регионы для нашего ВВП. Логика развития многих наших производств в северных регионах такова, что теперь надо от умеренных широт двигаться к северу, к океану – это и добыча нефти, и газа, и минералов. Все эти обстоятельства заставляют по-новому взглянуть на Арктику. Сейчас создана госпрограмма по развитию Арктики и госкомиссия с широкими полномочиями», – заявил Вячеслав Штыров.

Также он определил, что основные потенциальные разногласия между странами касаются исключительно границ территориальных владений между государствами.

«У нас много двусторонних контактов, касающиеся экологии, спасательных операций, рыболовства, перелетов птиц. Есть ряд потенциально конфликтных вопросов – разные взгляды на принадлежность Арктики. Арктические государства – пять государств, берега которых омываеМСеверный Ледовитый океан – Канада, США, Дания (через Гренландию), Норвегия и Россия. Были приняты еще три государства, воды которых находятся за пределами 66-ой широты – Финляндия, Швеция и Исландия. В Арктике нет морских путей и промыслов. Морское право никогда полноценно не применялось к Арктике. В основном, права относятся к пяти государствам. Однако, с точки зрения остального мира, надо отсчитать 200 миль экономической зоны по территории Арктики. В результате останется маленький кусочек, который никому не принадлежит. Вокруг него и возникают споры», – пояснил сенатор.

Кроме того, Вячеслав Штыров назвал основную экологическую проблему северного региона.

«Существует две группы экологических проблем. Первое – антропогенная деятельность. Арктика обладает плохой рекреационной возможностью, плохо сама себя восстанавливает. В то же время, Арктика очень сильно формирует климат, в первую очередь, в России. В Арктике гнездятся десятки миллионов птиц. Поэтому человеческая деятельность должна там быть лимитирована. Мы должны очищать Арктику от старого мусора. Второе – ужесточение экологического законодательства относительно той промышленности, которая там есть. Не секрет, что комбинат «Норильский никель» – самый главный загрязнитель региона. Существует ещё один аспект – глобальное потепление. Его необратимость никем не доказана, но пока потепление оказывает колоссальное влияние на регион. Океан наступает на сушу, уменьшает ареал животных, подтачивает вечную мерзлоту. Это высвобождает парниковые газы и усугубляет парниковый эффект. Человечество ничего с этим поделать не может. Однако, один исландский вулкан за одно извержение даёт парниковых газов больше, чем человечество и животный за миллионы лет своего существования», – заявил в пресс-центре НСН Вячеслав Штыров.

В свою очередь, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко напомнил, что после указа президента, подписанном в 2014 году, в сухопутную зону Арктики вошли целиком четыре российских региона – Чукотский, Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа и Мурманская область.

При этом, он напомнил, что до сих пор статус Арктики четко не определен.

«Есть целый ряд международных документов, который регулирует взаимоотношения государств в Арктике. По ней нет прямого всеобъемлющего документа, как по Антарктиде. Разные конвенции регулируют разные права и распространяются на различные северные территории. Что касается Шпицбергена, в 1920 году ещё были подписаны международные соглашения, согласно которым, Россия (СССР) получала право хозяйственной деятельности на архипелаге. Этот документ может являться образцом международного взаимодействия, хотя в последние годы Норвегия всячески «выдавливает» другие страны с островов, в частности, Россию. В принципе, в Арктике существует установка между странами – действовать на условиях взаимной договорённости, а не на конфронтации. Есть баланс интересов, и высшим органом международного сотрудничества является Арктический совет, состоящий из 8 государств. Этот совет ежегодно проводит свои сессии, действует достаточно плодотворно в разных направлениях. Международные нормы носят секторальный принцип: отдельно полюс, отдельно – двухсотмильные экономические зоны, отдельно береговые территории. Международное сотрудничество стабильно, но есть в Арктике и шероховатости», – заявил в пресс-центре НСН Игорь Чернышенко.

Управляющий партнер компании «Poseidon Expeditions», организатор экспедиционных круизов в полярных регионах Николай Савельев рассказал в пресс-центре НСН о правилах для туристов при посещении Арктики, а также о том, кто может позволить себе поехать в тур на архипелаг Земля Франца Иосифа.

«90% интересующихся Арктикой – это иностранцы. С точки зрения туризма, в Арктике существует около 8 направлений: Канадский маршрут, Новая земля, Шпицберген, Земля Франца Иосифа и другие. Развитие арктического туризма активно началось в 90-е годы после развала СССР. Многие научные суда оказались без работы и поэтому туристические компании арендовали их. Российский сегмент интересен такими направлениями, как Новая Земля, Шпицберген, остров Врангеля, Северный морской путь и Северный полюс. До Северного полюса можно дойти только на атомных ледоколах, которые есть исключительно у России. Земля Франца Иосифа на особом контроле у государства. Там сохранились останки первых северных экспедиций. На Новой Земле также есть национальный парк, где представлены уникальные представители флоры и фауны. Это остров считается «детским садом белых медведей». Северный морской путь – наиболее популярный путь, который пытались пройти русские мореплаватели в поисках дороги в Китай. Мы посещали останки экспедиций, шедших в прошлом этим путём», – заключил Николай Савельев.

«Главное, почему не рвутся российские туристы в Арктику – это цена. 700 тысяч рублей, а на атомном ледоколе и того больше. Это под силу очень немногим. Хотя у нас встречаются люди, у которых это – мечта, которые много лет копят на такую поездку деньги. Что касается контингента – олигархов в туристах нет, но бизнесмены есть. Можно ли повезти туристов за 50–70 тысяч? Невозможно. Стоимость топлива, ГСМ, фрахта, питания, страховки – суммы набегают огромные. В частном сегменте делать это просто невозможно. На сухогрузе идти неинтересно – 18 дней тумана. А на наших судах – вертолёты, которые позволяют высадиться на берег, в интересные места», – рассказал в пресс-центре НСН управляющий партнер компании «Poseidon Expeditions Николай Савельев.

/Национальная служба новостей/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru