Россия и США впервые внесли совместную ноту в ИМО по системе судоходства в Беринговом проливе и Беринговом море
Российская Федерация и США впервые в истории современной России внесли совместную ноту в Международную морскую организации (ИМО) по системе судоходства в Арктике – в Беринговом проливе и Беринговом море. Соответствующий документ представлен на сайте ИМО.
Две страны предлагают установить в Беринговом проливе и на подходах к нему двухсторонние судоходные пути, открытые для беспрепятственного прохода судов под флагом любого государства. В частности, предложено организовать потоки судов, следующих в Беринговом проливе и между побережьями России и Соединенных Штатов в Беринговом море, что позволит уменьшить риски столкновения, разделив противоположные судопотоки, а также предотвратить и уменьшать риск загрязнения или другого ущерба морской среде.
По Берингову проливу проходит граница раздела морских пространств между Россией и США, установленная в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств (Вашингтон, 1 июня 1990 года), которое не ратифицировано российским парламентом.
Наличие пограничной линии может накладывать определенные ограничения на свободное торговое судоходство, особенно в направлении Северного морского пути, возрождение которого, в том числе для евроазиатских транзитных грузоперевозок, является стратегической задачей для Российской Федерации.
Учитывая, что правовой статус Берингова пролива не определен в рамках специальной международной конвенции, оба государства склонны признавать за ним статус пролива, используемого для международного судоходства. На международные проливы распространяются положения Части III Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Особенность ситуации заключается в том, что множество стран, включая Российскую Федерацию, являются сторонами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а США – нет.
Анализ сведений о транзите судов через Берингов пролив и Берингово море позволяет утверждать, что проливом пользуются как гражданские суда (грузовые, рыболовные, специального назначения для производства работ на шельфе и их обеспечения и др.), так и военные корабли. Среди грузовых преобладают суда, перевозящие грузы насыпью, а случаи транспортировки нефти и контейнеров крупнотоннажными судами каждый год растут. Интенсивность судоходства ежегодно растет, имеются явно выраженные потоки судов, сформированные как по российской, так и по американской сторонам пролива.
Предложение, которое совместно внесли Россия и США на рассмотрение ИМО, предусматривает создание двустороннего пути, который предоставит судоводителям относительно прямые и эффективные маршруты, снижающие количество поворотов и пересечений, и обеспечивающие максимальные расстояния от побережья, важных экологических и культурных районов.
В результате установления двухсторонних путей будет обеспечено наличие свободных, признанных на международном уровне маршрутных коридоров для судов, следующих через Берингов пролив в интересах Российской Федерации, вне зависимости от изменений во внешней политике США.
«По предварительным оценкам, предложенные судоходные пути в Беринговом проливе могут получить законный статус до конца 2018 года», — пояснил ИАА «ПортНьюс» директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев.