Перспективы безэкипажного судовождения и e-Навигации

B0XY5A icebreaker in Antarctica during night with a research vessel, with bright light beams searching for dangerous icebergs, Antarct

Александр Пинский, заместитель генерального директора ООО «Транзас Навигатор»

Безэкипажннное судовождение и е-Навигация являются сегодня одними из наиболее перспективных направлений применения новых, инновационных технологий в области морского и речного транспорта. С одной стороны, можно говорить, что это – часть общей тенденции к автоматизации управления транспортом, созданию интеллектуальных транспортных систем и беспилотных транспортных средств, которую мы наблюдаем и в других видах транспорта: автомобильном, авиационном, железнодорожном. С другой стороны – мы наблюдаем своеобразную революцию, качественный скачок, связанный с проникновением самых передовых информационных технологий, таких как Big Data и Internet of Things в морскую отрасль, которая традиционно отставала от остальных отраслей в применении ИТ.

Тенденция к снижению численности экипажа наблюдается со времен галер: современные средства навигации и оборудование позволяют сегодня управлять крупнотоннажным судном с помощью всего несколько человек. Более того, в области военно-морского фота уже идут проекты создания беспилотных кораблей, такие как ACTUV (ASW Continuous Trail Unmanned Vessel), реализуемый в США под эгидой DARPA. Несколько утрируя, можно говорить, что техническая возможность обойтись без присутствия судоводителя на борту в 90% времени рейса существует уже сегодня, но она ограничивается отсутствием информационной инфраструктуры за пределами судна и действующей нормативной базой. Решением этих проблем станет е-Навигация, одна из ключевых инициатив ИМО: «е-Навигация – это гармонизированные сбор, интеграция, обмен, представление и анализ морской информации на борту судна и в береговых системах посредством электронных средств для совершенствования процесса перехода (судна) от причала до причала (в портах отхода и назначения) и соответствующих сервисов, обеспечивающих безопасность мореплавания и защиту окружающей среды».

Т.е. появление единой информационной среды под названием e-Навигация позволит дополнить существующие средства автоматизации судна и собрать их в единый информационный комплекс: картографическая информация в реальном времени, положение судов и иных объектов по данным «чужих» радаров и систем, параметры окружающей среды (ветер, течение, прилив, ледовая обстановка), обмен информацией о маршрутах и планах проводки, согласование маневров, обмен информацией о заданной траектории судна в ближайшие минуты (предикторы), обмен информацией о работе портовых и иных служб, шлюзов, взаимодействие с буксирами и т.д. Одновременно стандарты е-Навигации безусловно будут определять использование широкополосного доступа в Интернет, что в сочетании с продолжающимся снижением стоимости передачи данных на море приведет к обеспечению онлайнового режима для всех участников судовождения.

Все это позволит перейти уже в ближайшее время от автоматизации судна к автоматизации судовождения, и к безэкипажному судовождению в перспективе. Разумеется, огромное число участников отрасли сегодня скептически относятся к этой перспективе, но совсем недавно так же скептично относились к беспилотным поездам метро, автомобилям или летательным аппаратам – которые сегодня стали уже вполне обычным явлением. Те же технологии позиционирования, обмена данными, кибербезопасности и др., которые используются для беспилотного транспорта в воздухе и на суше, вполне могут быть применимыми и для водного транспорта. Можно говорить, что ряд ключевых задач для беспилотного морского транспорта уже решен сегодня: позиционирование, движение по заданному маршруту, автоматический анализ обстановки, предотвращения столкновений, надежные пропульсивные установки и судовое оборудование, каналы связи и расширенный обмен информацией, и т.д.

Более того, помимо наличия технологий, тенденция в сторону безэкипажного судовождения имеет вполне очевидные экономические факторы. Аналогично другим видам транспорта человеческие ошибки являются основным фактором инцидентов на морском транспорте: по разным оценкам, ущерб от человеческой ошибки только в морской индустрии оценивается в 1.5 млн. долларов США в день; 60-80% всех инцидентов в морской индустрии связано с человеческим фактором. Снижение влияния этого фактора достигается все более дорогостоящими средствами подготовки, сертификации и контроля действия экипажа, что неизбежно приводит к увеличению затрат на экипаж (особенно в условиях неуклонного сокращения числа тех, кто приходит работать в эту отрасль, которое наблюдается во всем мире). Очевидна и выгода от удешевления конструкции судна, увеличения вместимости судов и сокращения операционных расходов при внедрении технологий безэкипажного судовождения.

Сейчас реализуются первые проекты в области отработки технологий коммерческого безэкипажного судовождения. В числе таких проектов можно упомянуть европейский MUNIN (Maritime Unmanned Navigation through Intelligence in Networks), основная цель которого – создание и валидация концепции автономного судна, в основном автономного, но работающего под контролем берегового оператора; проект Rolls-Royce AAWA (Advanced Autonomous Waterborne Applications Initiative), целью которого является подготовить базу для первого коммерческого использования судов с дистанционным и/или автономным управлением; проект компьютерного моделирования безэкипажного судовождения Национальной технологической инициативы в РФ,  в рамках которого «Транзас» и другие российские компании в виртуальной среде будут отрабатывать детальные процедуры и ситуации безэкипжаного судовождения в  условиях е-Навигации.

Целью всех этих проектов является отработка технических, юридических и организационных аспектов, которые сформируют требования к техническим средствам, процедурам и изменениям в нормативной базе судовождения. Но уже сегодня можно говорить, что внедрение безэкипажных технологий судовождения будет происходить последовательно – от разрешения экипажу временно отсутствовать на вахте в неосложненных условиях навигации, через внедрение систем непрерывного дистанционного управления судном к полной автоматизации процесса судовождения в любых условиях – и в связке с формированием нормативно-технической базы е-Навигации.

 



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru