«Роснефть» провела разведку во льдах.

Павел Орлов, «Труд», 10 июня 2014, №80.

Вчера вернулись на Большую землю участники самой масштабной за последние 90 лет отечественной морской ледоисследовательской арктической экспедиции «Кара-зима-2014», которую специалисты уже оценили как настоящий прорыв в изучении Арктики. Экспедиция, проходившая на борту атомного ледокола «Ямал», была организована Арктическим научно-проектным центром (СП «Роснефти» и ExxonMobil) при поддержке специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Два месяца геологи, экологи, геоакустики и эксперты по льдам изучали моря Лаптевых, Карское и Восточно-Сибирское.

Последний раз наши арктические шельфы столь целеустремленно изучались в конце 1920-х — середине 1930-х. Результаты тех исследований климата, экосистем, льдов используются и по сей день. Однако с тех пор прошло почти столетие, появилось научно-исследовательское оборудование совершенно иных возможностей. А главное, возникли действительно прорывные, амбициозные проекты, так или иначе связанные с деятельностью гигантской корпорации «Роснефть».

pic_09062014_2b_x660

Собственно, глобальных задач перед экспедицией стояло три. Во-первых, изучить ледяной покров арктических морей: величину и количество айсбергов, направление и цикличность дрейфа, особенности местных льдов. Без этих знаний невозможно проектировать нефтедобывающие станции и прокладывать трубопроводы по дну суровейших из морей. Во-вторых, надо обязательно изучать природу и экосистемы арктических шельфов и побережий. Только зная местные процессы, приводящие к формированию биопродукции (начиная с бактерий и мельчайших водорослей, создающих органическое вещество, на котором «держатся на плаву» киты, медведи и ластоногие), можно не навредить Арктике в процессе хозяйственной деятельности. Как заметил по результатам «Кара-зима-2014» замдиректора Института географии РАН Аркадий Тишков, «крупные госкомпании готовы вкладываться в освоение Севера, инвестировать средства в природу и развивать программы по сохранению биоразнообразия».

Третья же задача еще более глобальна, она суммирует всю деятельность России на арктических шельфах. Как известно, РФ подала заявку в комиссию ООН по морскому праву на присоединение к своей территории 1,2 млн кв. км Северного Ледовитого океана. Однако комиссия ООН в вынесении решения будет руководствоваться не только научными геологическими обоснованиями, но и тем, насколько стране нужен запрашиваемый регион, будет ли он использоваться. То есть если не разрабатывать шельфовые месторождения, не создавать инфраструктуру, порты, научные станции, трубопроводы, специализированные НИИ, не налаживать навигацию, не проводить 3D-сейсмику, не изучать и не защищать экологию, не готовить кадры… одним словом, если не использовать уже сегодня находящиеся в границах РФ северные шельфы с их богатствами, то можно лишиться сильного аргумента перед комиссией ООН по морскому праву по вопросу расширения морских границ России на 200 морских миль вокруг подводных хребтов Ломоносова и Менделеева. И вернувшаяся экспедиция «Кара-зима-2014» – это как раз весьма весомый аргумент.

pic_09062014_3b_x660

Доказательство, что наш Крайний Север нам нужен, мы его изучаем, осваиваем, бережем – и готовимся к бережной эксплуатации.

Как говорил академик и океанолог Михаил Флинт, пока космос изучен лучше, чем Северный Ледовитый океан. Но «Роснефть» намерена самым серьёзным образом изменить ситуацию. Вернувшимся на берег из малоизведанных морей учёным потребуется время, чтобы расшифровать и опубликовать результаты своих исследований. Пока же только перечислим основные вехи этого трудного, но интереснейшего похода. Специалисты из Арктического и антарктического института на атомоходе «Ямал» с 9 апреля по 9 июня исследовали наименее изученные участки северных морей: Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского. Был выполнен комплекс ледовых и метеорологических измерений на 35 станциях, установлены буи на ледяных полях и айсбергах, которые позволят в постоянном режиме отслеживать их координаты и определять таким образом траекторию дрейфа. Впервые в истории были получены физико-химические и морфометрические характеристики айсбергов и торосов моря Лаптевых, изучены течения, распределение водных масс, изменчивость температур.

А ещё отслежен (и тоже впервые) дрейф айсбергов возле архипелага Северная Земля. Наибольшее количество айсбергов – около 2 тысяч – зафиксировано у восточного побережья архипелага. Во фьорде Матусевича обнаружен гигантский (3х1 км) айсберг. Для исследования ледяного покрова Арктики использовались беспилотники, а для изучения морского дна – новейшие телеуправляемые подводные аппараты «Гном». Получив данные, специалисты будут строить 3D-модели ледяных образований, постараются понять маршруты движения ледяных полей и айсбергов.

Таким образом «Роснефть», крупнейший недропользователь на российском шельфе (46 лицензионных участков на шельфах морей РФ, в том числе и на арктических), сможет определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и прочие установки, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты для подводных и наземных трубопроводов. Плюс к тому результаты исследований позволят нефтяному гиганту разработать комплексную междисциплинарную программу научного освоения Арктики, в которой могли бы принять участие ведущие учёные России: океанологи, геологи, эксперты по льдам и арктической фауне.
В результате будут сформулированы чёткие экологические правила освоения шельфа и принципы особого режима хозяйственной деятельности в регионе.

Конечно же, и планы «Роснефти», и уже осуществлённые проекты в силу своих масштабов и сложности требуют колоссальных средств. Практический старт в Арктике «Роснефть» взяла в августе 2012 г., когда специалисты компании приступили к «полевым» работам в Карском море. Они провели комплекс научных гидрологических и метеорологических исследований, анализ ледовой обстановки, то есть выполнили начальные мероприятия, которые предшествуют любому поисково-разведочному бурению. В короткий арктический сезон-2012 «Роснефть» выполнила 5,3 тыс. погонных км сейсморазведки 2D и 3,8 тыс. кв. км сейсморазведки 3D. С тех пор размах деятельности компании в Арктике только нарастал – вплоть до настоящей экспедиции. А были ещё помимо бурения, сейсморазведки и изучения льдов и установка 10 автоматических станций метеонаблюдения, и грант в 24 млн рублей на изучение популяции белых медведей… Только в августе 2013 г. на арктических шельфах было задействовано 13 судов различного класса, три воздушных судна, беспилотники, подводные и надводные автономные станции, спутниковые системы наблюдения, спускаемые подводные аппараты, а в исследованиях принимали участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации.

Сколько же это стоит? Несколько дней назад глава «Роснефти» Игорь Сечин подтвердил, что за первые 20 лет компания вложит в развитие проекта на арктическом шельфе около 400 млрд долларов. Деньги большие даже для такой гигантской компании, как «Роснефть». Но их смело можно считать инвестициями в будущее: по оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать 20-30% всей российской нефтедобычи. А добыча первой арктической нефти (компании) ожидается уже в 2018 г.

ОАО «НК «Роснефть» владеет 46 лицензиями на разведку и добычу нефти и газа на шельфах морей РФ и является крупнейшим недропользователем на российском шельфе (ресурсы составляют 318 млрд баррелей нефтяного эквивалента). В связи со сложными условиями работы в северных морях «Роснефть» намерена применять уникальные технологии и оборудование, что даст мощный импульс к развитию отечественной промышленности.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии.

– Северный морской путь и шельфовые проекты подразумевают огромные вложения в инфраструктуру Русского Севера и создание рабочих мест. Потребуется поиск новых энергетических и технологических решений. Но остаётся много вопросов. Какими будут цены на энергоносители в среднесрочной перспективе? Как изменится климат, если одни говорят о глобальном потеплении, а другие о новом ледниковом периоде? И главное: освоение Севера по-настоящему оживит нашу экономику при условии появления заказов для отечественных предприятий.

/http://www.trud.ru, фото «Роснефть»/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru