Александр Дюков
Председатель правления
ОАО «Газпром нефть».
/Ответ на обращение директора по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России Евгения Шварца/.
Приоритетом ОАО «Газпром нефть» является неукоснительное соблюдение норм экологической безопасности, в частности, при проведении работ по разведке и разработке месторождений на шельфе. Без сомнения, работа в условиях Арктики требует самого внимательного отношения к вопросам промышленной безопасности. Именно поэтому платформа «Приразломная» спроектирована и построена с учётом природно-климатических условий региона. Платформа является новым промышленным объектом – её активное строительство началось в 2008 г., она оснащена всем необходимым для безопасного функционирования оборудованием, закупленном у мировых лидеров-производителей после 2008 г.
Компания полностью разделяет позицию Президента России В. В. Путина, всегда выступая за ответственный и конструктивный диалог с теми экологическими организациями, кто слышит аргументы собеседника. Именно поэтому мы приветствуем решение «WWF-Russia» возобновить неожиданно прерванное в июне 2013 г. взаимодействие.
Как Вы помните, весной 2013 г. ОOО «Газпром нефть шельф» подготовило и направило на рассмотрение «WWF-Russia» проект соглашения о намерениях в области сотрудничества по сохранению биологического разнообразия и поддержки особо охраняемых природных территорий. В рамках данного соглашения планировалось детальное обсуждение проведённого исследования по моделированию поведения возможных разливов нефти при эксплуатации МЛСП «Приразломная», однако на финальной стадии представители «WWF-Russia» в одностороннем порядке вышли из переговорного процесса. Мы считаем, что не может быть никаких политических и экономических причин, которые мешали бы делу сохранения хрупкой природы Арктики, поэтому призываем Вас возобновить обсуждение.
Наша компания уделяет большое внимание взаимодействию с экспертным сообществом в вопросах охраны окружающей среды, в том числе в арктическом регионе. С 2009 г. мы участвуем в работе Экспертно-консультативной группы по изучению и сохранению атлантического моржа, созданной в Институте океанологии им. П. П. Ширшова РАН по инициативе Совета по морским млекопитающим. С 2010 г. в районе расположения платформы ведётся регулярный экологический мониторинг. Полученные по итогам 2012 г. данные свидетельствуют, что общий уровень загрязнения морской среды и биоты в районе расположения МЛСП «Приразломная» обусловлен естественными природными процессами, влияние фактора беспокойства на атлантического моржа, как индикатора экологического состояния, не установлено. Таким образом, в период проведения на платформе строительных и пуско-наладочных работ отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду экспертами не зафиксировано.
С 2012 г. территория проведения работ по экологическому мониторингу значительно расширена за пределы лицензионного участка, и в неё включены арктические острова Государственного природного заказника «Ненецкий» (острова Долгий, Матвеев, Голец, Большой и Малый Зеленцы).
Специалисты ОOО «Газпром нефть шельф» неоднократно выступали на различных конференциях в Москве, Мурманске, Салехарде, Нарьян-Маре, Санкт-Петербурге с докладами о принятых и реализованных технических решениях, устройствах, технологиях, разработанных как для предотвращения различных аварий, так и для ликвидации аварийных разливов нефти.
Проведённое по инициативе «WWF-Russia» научное исследование «Моделирование поведения разливов нефти при эксплуатации МЛСП «Приразломная» явилось важным элементом всесторонней оценки потенциальных рисков в процессе эксплуатации месторождения Приразломное. Мы внимательно изучили комментарии независимых экспертов. И российские, и зарубежные специалисты предложили сделать максимальный фокус на предотвращение аварий и разливов, обеспечив высокую готовность действий в случае чрезвычайной ситуации. Предотвращение возможности возникновения любых чрезвычайных ситуаций, которые могут негативно повлиять на окружающую среду – вот одна из основных задач, которую ставит перед собой наша компания.
Для оценки надёжности и промышленной безопасности платформы также активно привлекались российские и западные эксперты. В частности, в декабре 2011 г. компания Noble Danton провела инженерную оценку рисков нештатных ситуаций на МЛСП в процессе её эксплуатации. Вслед за этим, в 2012 г. был проведён независимый комплексный экспресс-аудит с участием международных компаний Kvaerner, Schlumberger, Halliburton и ЦНИИ морского флота по определению основных рисков, был проведён анализ соответствия проекта международным стандартам и нормативным документам Российской Федерации. В 2013 г. компанией RPS Energy Ltd. было проведено специализированное исследование по методике IEC 61882:2001 «Исследование опасности и работоспособности» (HAZOP) для бурового комплекса платформы. По результатам аудита всеми экспертами отмечено соответствие платформы международным стандартам.
С целью продолжения содержательной и профессиональной дискуссии хочу обратить внимание на безосновательность прямой аналогии между работой «Приразломной» в Печорском море и платформой Deepwater Horizon на месторождении Макондо в Мексиканском заливе. Разница заключается не только в географических и климатических особенностях регионов, но и в том, что это платформы совершенно разных типов (плавучая Deepwater Horizon и стационарная «Приразломная»). На месторождении Макондо осуществлялась глубоководная добыча нефти, при которой плавучая платформа соединяется со скважиной промежуточной конструкцией. Поскольку глубина моря в районе «Приразломной» не превышает 20 метров, то платформа установлена непосредственно на дно. Таким образом, все скважины, которые будут буриться, находятся внутри платформы, а её основание является буфером между ними и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование предназначено для предотвращения неконтролируемого выброса нефти или газа в окружающую среду.
Кроме того, на «Приразломной» используется принцип «нулевого сброса», т.е. буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах – это обеспечит дополнительную безопасность, т. к. исключает попадание в ёмкости кислорода и образования взрывоопасной среды. Платформа надёжно удерживается на дне моря за счёт своего гравитационного веса (более 500 тыс. т) и после установки фактически стала искусственным островом. Её гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечивается также щебне-каменной бермой, отсыпанной по периметру днища платформы. Для предотвращения разлива нефти в процессе её перекачки на танкер отгрузочная линия оборудована системой аварийной остановки и закрытия, а все суда обеспечения – системой динамического позиционирования.
Система контроля устойчивости платформы использует специальные датчики постоянного мониторинга в режиме он-лайн (инклинометры, динамометры, акселерометры и т.д.). Также проводится регулярное водолазное обследование состояние бермы. Как Вам хорошо известно, при реализации крупных промышленных проектов российское законодательство обязывает компании получать разрешения в регулирующих органах на осуществления определённого вида деятельности или работ. Получить подобные разрешения можно только после серьёзнейшей экспертизы, проверок, комиссионных приемок. Перечислим лишь часть разрешительной документации, полученной в ходе подготовки к осуществлению проекта:
30.05.2008 ЗАО «Морнефтегазпроект» разработал ТЭО (проект) морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная».
17 декабря 2008 г. получено положительное заключение Государственной экспертизы № 829-08/ГГЭ-5725/02 Объект капитального строительства морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная».
24 апреля 2008 г. получено Положительное заключение Государственной экологической экспертизы (Приказ Росприроднадзора от 24.04.2008 № 174).
27 мая 2011 г. получено Положительное заключение Государственной экологической экспертизы (Приказ Росприроднадзора от 27.05.2011 №322 повторно в связи с истечением срока действия).
В 2009 г. разработан и утверждён Управлениями по технологическому и экологическому надзору по Мурманской области, Архангельской области и Архангельским филиалом ФГУ «Российский морской регистр судоходства» перечень систем МЛСП «Приразломная», поднадзорных и принимаемых в эксплуатацию с участием Федеральных органов надзора Российской Федерации.
В 2004, 2006 и 2010 гг. в соответствии с российским законодательством прошли общественные обсуждения в форме общественных слушаний в Нарьян-Маре (НАО) и в Москве, на которых проект в целом получил поддержку местных жителей, представителей общественных организаций и администрации НАО.
В 2011 г. согласованы и утверждены План ликвидации аварий и План аварийно-спасательного обеспечения Морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» ОOО «Газпром нефть шельф». В то же время мы считаем, что какой бы низкой не была теоретическая возможность аварийного разлива нефти, компания в превентивном порядке должна предусмотреть все действия, которые необходимо осуществлять в таких случаях. Более того, разработка подобного плана является обязательным требованием российского законодательства. В 2013 г. Министерством энергетики, МЧС и Росморречфлотом Минтранса России утверждён План по предупреждению и ликвидации разливов нефти (План ЛРН) в оперативной зоне ответственности МЛСП «Приразломная». Закуплено необходимое оборудование в объёме, определённом Планом ЛРН. Учтены самые современные достижения в области обеспечения реагирования на разливы нефти в ледовых условиях и, в частности, усилены силы и средства реагирования за счёт приобретения дополнительного импортного оборудования (производства компании Lamor), способного работать как на открытой воде, так и в ледовых условиях, а также учтена возможность использования сил и средств компании «ЛУКОЙЛ», работающей на Варандее недалеко от Приразломного нефтяного месторождения. Дополнительно в рамках Плана ЛРН заключены договоры на поставку в 2014 г. ледового оборудования для установки на судах и вездеходной спецтехники для береговой зоны. Специалисты компании изучили опыт применения приобретаемого оборудования в условиях арктического Заполярья Норвегии, Канады, США.
Положения системы реагирования Плана ЛРН полностью соответствуют концепции обеспечения круглогодичного реагирования на разливы нефти в Арктике, разработанной в 2012 г. под руководством норвежского классификационного общества DNV. Концепция названа «AURORA» (Arctic United Response Operation and Recovery Agreement).
Приказом ОOО «Газпром нефть шельф» от 31 июля 2013 г. № 79 создана постоянно действующая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ОOО «Газпром нефть шельф» (КЧС и ОПБ). На базе КЧС и ОПБ сформирован штаб гражданской обороны. В 2012 г. проведены 2 тренировочных занятия с разворачиванием оборудования ЛРН на открытой воде в зоне оперативной ответственности МЛСП «Приразломная», а в мае 2013 г. – штабные тренировки.
Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство два многофункциональных ледокольных судна (МФЛС) – «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев», оборудованные новейшими комплексами аварийного нефтесборного оборудования. Кроме того, для защиты береговой линии и прибрежной акватории в районе посёлка «Варандей» размещено оборудование ЛРН берегового комплекса.
Следует особо отметить, что публикация полного текста Плана ЛРН не предусмотрена ни нормами российского законодательства, ни международными требованиями. В рамках конструктивного диалога с общественностью ОOО «Газпром нефть шельф» подготовило реферативную версию документа с изложением основных выводов и результатов и разместила данный документ на своём сайте в августе 2013 г. В реферате содержится фактический материал в объёме, необходимом для непредвзятого анализа готовности платформы «Приразломная» к предотвращению и реагированию на аварийные разливы нефти.
Компания осуществляет постоянный мониторинг текущей обстановки и анализ рисков, в том числе экологических, с участием ведущих российских и международных экспертов. Мы готовы информировать заинтересованные стороны о результатах этого анализа и наших действиях по снижению рисков.
Ещё раз хотелось бы поблагодарить «WWF-Russia» за возвращение к диалогу и предложить организовать эффективные и неполитизированные обсуждения с профильными структурами нашей компании.
/ООО «Газпром нефть шельф»/