Несмотря на приближение нефтяного эмбарго крупнейший нефтяной проект в российской Арктике продолжается
04 мая 2022 г, Атле Столесен, The Barents Observer, Норвегия
Атомоход «Севморпуть» продолжает доставлять строительные грузы на объекты освоения месторождений на берегах Енисея в рамках проекта «Восток Ойл» «Роснефти»
Европейские страны вот-вот договорятся о запрете импорта российской нефти в рамках предстоящего шестого пакета санкций.
Эта ограничительная мера станет серьезным ударом по зависящей от нефти России, до недавнего времени экспортировавшей в ЕС более 2,5 млн баррелей нефти в сутки.
Однако похоже, что надвигающаяся угроза эмбарго со стороны ЕС не заставила крупнейшего российского производителя нефти отказаться от своего крупнейшего проекта. «Роснефть» продолжает отправлять на заполярный Таймыр большие объемы строительных грузов.
В марте-апреле компания доставила в регион на атомном контейнеровозе «Севморпуть» как минимум две крупные партии грузов. По данным «Росатома», в чьем управлении находится судно, каждая из партий состояла из примерно 6000 тонн грузов, которые выгружались прямо на лед Енисея.
Судя по данным движения судов, 29 апреля «Севморпуть» снова вышел из Енисея.
В начале этого года еще несколько партий грузов было поставлено в Дудинку. Комментируя одну из таких партий, представитель компании сообщил, что в течение зимы 2022 года на объект будет доставлено более 50 тысяч тонн стройматериалов.
Планируется, что к 2030 году на проекте «Восток Ойл» будет добываться более 100 млн тонн нефти. Вся она будет вывозиться покупателям в Европе и Азии по Северному морскому пути. Планируется построить в таймырской тундре более 700 км магистральных трубопроводов, а также крупный нефтеналивной терминал на побережье Карского моря.
«Восток Ойл» должен стать одним из крупнейших нефтяных проектов в Арктике.
Но конфликт на Украине может поставить все эти планы под сомнение. Государственная «Роснефть» находится как под европейскими, так и американскими санкциями, и компания испытывает всё большие трудности с привлечением финансирования для своей деятельности. Ключевой партнер «Восток Ойл», нефтетрейдер «Трафигура», уже заявил о пересмотре своего участия в проекте.
В конечном итоге «Роснефть» также потеряет значительную долю экспортных рынков. Огромные объемы, которые планируется добывать в труднодоступной таймырской тундре, скоро будут запрещены к ввозу в ЕС и на другие ключевые рынки. А возить нефть в Китай и другие азиатские страны по затянутому льдами Севморпути будет нелегко.
С аналогичной проблемой сейчас столкнулись и другие российские нефтяные компании, в том числе «Газпром нефть», основная доля добычи которой приходится на Арктику. Сегодня компания продолжает экспортировать нефть с Новопортовского и Приразломного месторождений, но и этому может прийти конец, когда ЕС введет соответствующий запрет.
Это будет означать значительное сокращение танкерных перевозок между терминалами в Обской губе и Печорском море и Мурманском, а также вдоль побережья Норвегии, мимо которого нефть идет в адрес получателей внутри ЕС.