Мустафа Кашка: В Арктике могли бы работать 3-5 грузовых судов с ядерной энергетической установкой

download

Пандемия коронавируса не очень сильно сказалась на навигации по Северному морскому пути. За первую половину 2020 года объем грузоперевозок приблизился к 15 млн тонн, по итогам года планируется превысить отметку в 31 млн тонн (показатели 2019 г — 31,5 млн т). О вкладе «Атомфлота» в развитие арктического транспортного коридора рассказал генеральный директор предприятия Мустафа Кашка

– Сегодня ледокольное обеспечение крупнейших национальных арктических углеводородных проектов – главное направление деятельности атомного ледокольного флота. В современных условиях конкурентного рынка услуг интенсивность работы атомных ледоколов составляет около 38 ледоколомесяцев, то есть в среднем каждый ледокол используется 9,5 месяцев в году.

На данный момент объем грузоперевозок составляет 26 млн тонн. В период с 1 января по 30 июня 2020 года атомными ледоколами проведено 375 судов. Для сравнения, за аналогичный период 2019 года была обеспечена проводка 344 судов.

– Вы получили самый мощный в мире ледокол «Арктику». Какие планы на сезон?

– 21 октября в Мурманске состоялась церемония поднятия государственного флага РФ на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика». Судно введено в эксплуатацию. В ноябре планируется первый рабочий рейс в акваторию Северного морского пути. Перед атомоходом будут стоять задачи по обеспечению ледокольных проводок.

– В этом году танкеры с СПГ начали работу в восточном секторе СМП рано – «Кристоф де Маржери» и «Владимир Воронин» отправились из Сабетты в Китай во второй половине мая. Как взаимодействовали ледоколы и крупнотоннажные суда в этих сверхранних рейсах? Показал ли этот эксперимент возможность независимого плавания судов класса Arc7 в мае-июне?

– Ранее cуда класса Yamalmax следовали по акватории Северного морского пути только в период с июля по декабрь. Росатомфлотом обеспечен сверхранний экспериментальный рейс, позволяющий уже сейчас говорить о расширении сроков навигации в восточном направлении до 9-10 месяцев, а также дальнейшем переходе на регулярные круглогодичные проводки по всей акватории Северного морского пути.

Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» 18 мая вышел с грузом из порта Сабетта. 19 мая в точке формирования каравана у кромки льдов Карского моря судно взял под проводку атомный ледокол «Ямал». В караване экипажи судов отработали совместное взаимодействие в различных режимах работы. Им удалось успешно преодолеть наиболее тяжелые участки Северного морского пути — пролив Вилькицкого и Айонский массив Восточно-Сибирского моря. Максимальная толщина льда на маршруте движения достигала 1,3 метра.

Из порта Сабетта 24 мая с грузом вышел танкер-газовоз «Владимир Воронин». Судно класса Yamalmax взяло курс на Карское море. 25 мая атомный ледокол «50 лет Победы» взял под проводку танкер-газовоз и караван вышел в восточном направлении. Впервые в истории арктической навигации судно класса Yamalmax прошло пролив Матисена на юге архипелага Норденшельда. Прохождение одного из самых узких проливов в Арктике требует высоких профессиональных навыков от судоводителей. У входа в море Лаптевых атомный ледокол «50 лет Победы» завершил проводку судна.

Стоит отметить, что благодаря исключительным профессиональным компетенциям экипажей атомных ледоколов «Ямал» и «50 лет Победы» открыта знаковая страница в истории арктической навигации. Эти два рейса атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот» наглядно демонстрируют, что Росатомфлот готов расширить сроки навигации в восточном направлении. С приходом атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» мы обеспечим регулярные круглогодичные проводки по всей акватории Северного морского пути.

Здесь стоит особо отметить, что в успешном завершении рейсов ключевую роль сыграл Штаб морских операций ФГУП «Атомфлот», созданный во исполнение приказа Госкорпорации «Росатом» в целях организации судоходства в акватории Северного морского пути. Штабом осуществлялось управление движением караванов, разработка маршрута, оперативное предоставление всех видов гидрометеорологической и навигационной информации.
В мае-июне независимое плавание судов класса Arc7 возможно, но если мы говорим о коммерческом рейсе, то без атомного ледокола не обойтись. Только под проводкой атомохода можно выдержать коммерческую скорость 10-12 узлов. Атомные ледоколы обеспечивают безопасность, снимают риски.

– Как в целом повлияло на навигацию по СМП появления большого количества «мощных судов с крепкими корпусами» – танкеров ледового класса Arc7?

– Прежде всего, появление судов класса Arc 7 сказалось на интенсивности судоходства. Как отмечалось ранее, обеспечение сверхраннего экспериментального рейса позволяет говорить о расширении сроков навигации в восточном направлении до 9-10 месяцев.

– Какие впечатления от работы «Оби» – первого неатомного ледокола «Атомфлота»?

– Предприятие положительно оценивает работу портового ледокола «Обь» в зимнюю навигацию. В период с ноября 2019 по июнь 2020 года осуществлено 109 операций по ледокольной проводке судов, 254 операции по подготовке акватории порта в ледовых условиях. В общей сложности пройдено 3224 морских мили во льду.

о мнению судоводителей, размерения ледокола и схема пропульсивного решения идеальны для портовых работ в ледовых условиях Обской губы.

– Второй рейс атомного лихтеровоза «Севморпуть» из Петропавловск-Камчатского в Петербург с грузом мороженой рыбы – это начало регулярной коммерческой эксплуатации судна? Какие еще задачи оно будет выполнять?

– Атомный контейнеровоз «Севморпуть» — уникальное транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Сезонная контейнерная линия в акватории Северного морского пути имеет все шансы работать на регулярной основе, но при условии обеспечения доставки грузов в обе стороны.

Вот уже два года подряд атомный контейнеровоз «Севморпуть» обеспечивает доставку и выгрузку на ледовый припай отечественной продукции для проекта «Арктик СПГ-2″.

– Насколько актуальны для Севморпути грузовые суда с ядерной энергетической установкой?

– Это очень перспективное направление. Очевидны преимущества судов с ЯЭУ на Севморпути, требующем от судна длительной автономности. Очевидны и ограничения, касающиеся захода судов с ядерными установками в иностранные порты. Нужно решать вопросы доступа этих судов в порты, начиная с российских. Кстати, законодательно, не существует никаких ограничений по оснащению судна ядерной энергетической установкой, например, на танкерах и газовозах, поэтому перспективы у этого направления очень большие.

Стоит взглянуть новым современным взглядом на размеры судна и его технические характеристики, при этом, такие суда, безусловно, могли бы работать в Арктике в количестве 3-5.

– Какое время будут находится в эксплуатации «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач»?

– Эти атомные ледоколы будут выведены из эксплуатации в период с 2028 по 2030 год.

– Короткая навигация по СМП — проблема, которую предстоит решать. Госплан предполагает обеспечения круглогодичной перевозки пассажиров и грузов с 2023 года, между тем, первый «Лидер» должен встать в строй лишь в 2027. Как будет выполняться задача в его отсутствие?

– Ключевой задачей для ФГУП «Атомфлот» является строительство универсальных атомных ледоколов. Мы надеемся, что судостроители нас не подведут и в полном объеме выполнят контрактные обязательства. Кроме того, для обеспечения круглогодичной навигации необходимы суда ледового класса Arc7. Например, только для проекта «Арктик СПГ-2″ на Дальнем Востоке будет построено 15 танкеров-газовозов. С вводом в эксплуатацию атомного ледокола проекта 10510 «Россия» мы обеспечим необходимую ритмичность проводок в акватории Северного морского пути.

– «Атомфлот» еще в 2012 году выступал за снижения ледового класса судов, допускаемых для работы на значительных участках СМП без ледокольной поддержки. На чем базируются эти предложения? Изменились ли нормативы?

– ФГУП «Атомфлот» выступает сторонником более гибкого подхода выдачи разрешений судам для плавания в акватории Северного морского пути при определении района плавания в определенный период времени.

– Кроме «Атомфлота» услуги по ледокольной проводке в акватории СМП оказывает ФГУП «Росморпорт», МТФ ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ФБУ «МСС Росморречфлота». Это ваши конкуренты или партнеры?

– Все эти компании являются нашими партнерами по работе в Арктике. Например, в конце прошлого года Росатомфлот и «Норильский никель» заключили долгосрочное соглашение о предоставлении услуг ледокольного флота. Договор заключен на срок до 2027 г. с возможностью пролонгации до 2029 г.

Подписанный документ — дополнительное соглашение к ныне действующему договору между сторонами от 2014 года. Он предусматривает оказание услуг по прокладке и поддержанию проходимости каналов в ледовом припае реки Енисей от Енисейского залива до порта Дудинка, а также ледокольное обеспечение сторонних судов, зафрахтованных компанией на участке от западной кромки льдов до порта Дудинка и/или обратно (западный сектор СМП, район Карского моря).
– Верны ли сообщения, что ледовый покров в Арктике в 2019 году занимал по площади предпоследнее место за всю историю наблюдений? И как вы относитесь к термину «глобальное потепление»?

– За данными по истории наблюдений мы рекомендуем обратиться к специалистам. Например, в ААНИИ. На наш взгляд, в Арктике достаточно льда. Мы не являемся сторонниками теории о глобальном потеплении. Надо опираться на оценки экспертов, а они таковы: есть цикличность — на смену потеплению приходит похолодание и наоборот. Повторяться это может до бесконечности.

– Насколько перспективен короткий маршрут – выше Новосибирских островов, Северной и Новой Земли?

– Этот маршрут короче, но ледовые условия значительно сложнее. В обеспечении ледокольной проводки мы прежде всего ориентируемся на фактическую ледовую обстановку и прогноз погоды. Если есть возможность обойти препятствие, то зачем усложнять проводку судна.

– Туризм в высоких широтах становится все более популярным, только в прошлом году было спущено на воду более десятка ледовых экспедиционных круизных судов, в 2021 году в эксплуатацию войдет первый в мире ледокольный круизный лайнер на СПГ с «роскошными каютами и окнами в пол». Что показал опыт работы с туристами ледокола «50 лет Победы»?

– Арктический туризм является лучшей рекламой работы атомного ледокольного флота, но ФГУП «Атомфлот» не составляет туристические программы. Этим занимаются компании-фрахтователи. Ежегодно до пандемии коронавируса с июня по август атомный ледокол «50 лет Победы» совершал по 5-6 рейсов на Северный полюс с туристами на борту. Люди из разных стран мира могли убедиться в безопасности атомной энергии и надежности атомного ледокольного флота.

– Рабочими лошадками СМП должна стать пятерка ледоколов проекта 22220. Удалось ли установить причину проблем с головным атомоходом серии, с учетом того, что на стапелях находятся аналогичные ледоколы?

– Специально созданная комиссия продолжает свою работу. До конца причина будет выяснена после демонтажа и исследования электродвигателя. Но уже сейчас понятно, что это дефект конкретного двигателя, а не системная проблема.

– Как вы оцениваете потенциал ледокольного флота других государств?

– Атомный ледокольный флот есть только у России. Развитие грузоперевозок по Северному морскому пути, освоение арктического шельфа и транспортировка углеводородов, арктические научные исследования, – все эти задачи эффективно решаются с помощью судов Росатомфлота.

Когда мы начинаем говорить о безопасности проводок по трассам Северного морского пути и об эффективности транспортной системы по доставке продукции, то тут без атомного ледокольного флота не обойтись.

Мощность и автономность атомных ледоколов позволяет им поддерживать коммерческую скорость судов и выполнять контрактные обязательства. Это два ключевых преимущества наших судов перед дизельными ледоколами. Они экономически обоснованы, но нельзя забывать и об экологической стороне вопроса. Арктика, при всей своей суровости, очень ранимая экосистема. Сколько одних только выбросов продуктов сгорания производит дизель-электрический ледокол. Атомный ледокольный флот всей своей историей безаварийной работы доказал, что мы не только эффективны, но и безопасны для окружающей среды.

 

/www.korabel.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru