Станет ли Япония следующим крупным рынком для российского СПГ?
В основе амбициозных планов России по производству СПГ до сих пор лежат два добывающих актива — контролируемый «Газпромом» Сахалин СПГ и управляемый «НОВАТЭКом» Ямал-СПГ. Добавление Ямал СПГ в его портфель помогло увеличить его влияние (рост с 4% мировой торговли СПГ до 8% в настоящее время), однако фактическое количество активов и экспорта все еще далеки от того, что прогнозировали энергетические власти России, пишет oilprice.com. К счастью для Москвы, изменение климата и, в частности, потепление арктических морей могут оказаться очень кстати для российских экспортеров — этот год, скорее всего, станет лучшим годом для Северного морского пути (СМП) с точки зрения объемов перевозок и продолжительности сезона навигации. К тому же в этом году Россия доставила первую партию СПГ в Японию по СМП.
Предпосылки
Начнем сначала с сухой статистики. 23 июля танкер-газовоз «Владимир Русанов» прибыл и разгрузился на СПГ-терминале Огисима. Это была первая поставка в Японию в этом году, однако с момента ввода «Ямал СПГ» в эксплуатацию их уже было две. Кроме того, это не первый груз, который прошел по Северному морскому пути в этом году — до этого два груза на судах Yamalmax класса Arc7 «Кристоф де Маржери» и «Владимир Воронин» прошли по тому же маршруту и выгружались в Цзянсу и Тяньцзине соответственно. Это были грузы, которые побили серьезные рекорды — раньше Yamalmax не мог ходить по Северному морскому пути в мае, так как обычный сезон навигации начинался в июле и заканчивался в ноябре-декабре того же года. Так что же делает эту доставку такой особенной?
Мурманск, географическая отправная точка СМП, находится в 7 300 морских милях от Иокогамы, в то время как зимний маршрут вокруг атлантического побережья Европы и через Суэцкий канал составляет 12 500 морских миль. При средней скорости 5-13 морских узлов средний танкер-газовоз должен быть в среднем на 65-66% быстрее, чтобы добраться до пункта назначения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, если он будет использовать Северный морской путь. Очевидно, что СМП можно использовать только в определенные месяцы, когда ледовые условия позволяют судоходство — это обычно происходит в период с июля по ноябрь / декабрь (пиковый сезон с августа по октябрь). Теплая весна и лето 2020 года растопили обычно толстый ледяной покров; поэтому сезон навигации в этом году начался уже в конце мая.
Значимость
Политизация Северного морского пути совпала с ощутимым увеличением объемов поставок — если в 2014 году годовой показатель составлял всего 4 миллиона тонн, то в прошлом году уже был 31,5 миллиона тонн. С момента первого коммерческого рейса по СМП в 2009 году Россия продолжала развивать все виды судоходства по СМП, находящиеся в ведении контролируемой государством Администрации Северного морского пути, однако, похоже, что продолжают набирают обороты только грузы с углеводородами. Российский ядерный холдинг «Росатом» — оператор Северного морского пути, курирует амбициозную программу ледокольного судостроения, которая идеально обеспечила бы к 2030 году многолетнюю навигацию даже в восточных частях Северного Ледовитого океана. Флот «Ямал СПГ» — это танкеры ледового класса Arc7, поэтому НОВАТЭК в плане доставки полагается на свои силы.
НОВАТЭК, который по-прежнему негласно преследует цель не пересекаться с традиционными рынками сбыта «Газпрома», уже давно заявляет о своем намерении увеличить экспорт в Японию. Несмотря на то, что Китай обнаружил свой аппетит к объемам «Ямал СПГ», грузы проекта по-прежнему в основном направляются в Атлантическую Европу, будь то Нидерланды, Бельгия, Франция или Великобритания. По предварительным данным за январь-июль этого года, 84% грузов «Ямал СПГ» было отправлено в Европу, что на 1% больше, чем в прошлом году. Это будет тяжелая битва, поскольку из более чем 500 грузов, загруженных в Сабетте с декабря 2017 года, только 4 отправились в Японию. Осознавая возможные премии на японском рынке, а также огромные потребности Японии в импорте СПГ, НОВАТЭК, оставаясь крупнейшим импортером в мире, хочет занять свое место под солнцем Японии.
Перспективы
Северный морской путь позволил акционерам «Ямал СПГ» ускорить поставки по сравнению с традиционным (кругосветным) маршрутом. Вышеупомянутый рейс «Владимира Русанова» от Сабетты до терминала СПГ Хигаси-Огисима занял 25 дней, в то время как предыдущие поставки по тому же маршруту длились по крайней мере 40 дней. То же самое и с поставками в Китай: некоторые июльские танкеры доставляют свой груз за рекордные 16 дней (по маршруту между терминалами СПГ Сабетта-Цзянсу Рудонг), что достаточно примечательно, поскольку перевозчики не двигались так быстро во время предыдущего сезона навигации на СМП. При этом две партии СПГ в год в Японию все еще являются каплей в море, учитывая общее количество грузов, которые Япония принимает ежедневно или ежемесячно (в среднем в месяц 100-120 грузов, т.е. 3-4 в день. ).
Гораздо более интригующими являются будущие перспективы того, что Россия будет поставлять все больше и больше газа в Японию. Во-первых, консорциум Mitsui и JOGMEC приобрел 10-процентную долю в проекте «Арктик СПГ-2″, первые три технологические линии которого будут введены в эксплуатацию в 2023 году Это неизбежно создаст устойчивый поток грузов СПГ с Ямала и Гыданского полуострова в Японию. Следующим шагом НОВАТЭКа после «Арктик СПГ -2″, скорее всего, станет «Арктик СПГ-1″, его мощность по технологическим линиям сжижения предполагается равной 19,8 млн тонн в год, что также может потребовать японских инвестиций. И последнее, но не менее важное: Япония уже заявила о своей заинтересованности в участии в перегрузочном терминале на Камчатке (на который танкеры Arc7 будут доставлять газ для дальнейшей транспортировки на обычных танкерах). Все это вместе создает мощный нарратив, который намекает на следующее — маленькие шаги, которые мы наблюдаем прямо сейчас, являются предвестником гораздо более серьезных событий в будущем.