Арктический вектор «ЛУКОЙЛа»
Варандейский отгрузочный терминал – первый в мире арктический морской ледостойкий нефтяной комплекс.
В июне 2008 г. в 21 км от береговой черты в районе острова Варандей (Ненецкий АО) в Баренцевом море ОАО «ЛУКОЙЛ» ввёл в строй стационарный ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) мощностью 12 млн т нефти в год. После загрузки здесь челночные танкеры ледового класса дедвейтом 70 тыс. т поставляют углеводородное сырьё до плавучего нефтехранилища «Белокаменка», расположенного в незамерзающих водах вблизи Мурманска, откуда линейные танкеры дедвейтом 150 тыс. т транспортируют углеводородное сырьё на экспорт.
Ещё в 2000 г. в 4 км от посёлка Варандей начал действовать отгрузочный комплекс мощностью 1,5 млн т нефти в год. Терминал был соединён с береговыми нефтяными резервуарами подводным дюкером, принимал танкеры дедвейтом до 20 тыс. т и позволял осуществлять круглогодичную отгрузку нефти из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и поставлять её на зарубежные рынки. Но в связи с ростом добычи углеводородного сырья в регионе и отсутствием развитой транспортной инфраструктуры «ЛУКОЙЛ» принял решение о строительстве здесь нового терминала с пропускной способностью в 12 млн т нефти в год (240 тыс. баррелей в сутки).
За время работы над проектом были построены и введены в эксплуатацию стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, береговой резервуарный парк ёмкостью 325 тыс. м3, две нитки подводного трубопровода, узел учёта нефти, вспомогательные резервуары, насосная станция, вахтовый посёлок и другие инфраструктурные объекты. Объём инвестиций за весь период строительства составил 1,1 млрд долларов.
К реализации данного проекта были привлечены более 40 подрядных российских и европейских предприятий. В качестве генподрядчика по строительству стационарного морского ледостойского отгрузочного причала (СМЛОП) выступила дочерняя компания «ЛУКОЙЛа» ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», в структуру которой входит выпускающий металлоконструкции завод. «Визитной карточкой» предприятия стало создание стационарной морской нефтедобывающей платформы D-6, которая с 2004 г. успешно работает на шельфе Балтийского моря. Сборка СМЛОП в заводских условиях заняла около 15 месяцев: строительные работы в круглосуточном режиме вели 1700 инженеров и рабочих. После завершения строительства в 2007 г. была проведена уникальная операция по погрузке опорного основания терминала с жилым блоком на полупогружную платформу и транспортировка СМЛОП в Баренцево море.
Отгрузочный причал представляет собой конструкцию высотой более 50 мобщим весом более 11 тыс. т. Он состоит из двух частей – опорного основания с жилым модулем на 12 человек и технологическими системами, а также поворотного (на 360 градусов) швартово-грузового устройства (ШГУ) со стрелой и вертолётной площадкой. Нефть загружается в носовую часть танкера из ШГУ при помощи гибкого шланга. Производственные объекты Варандейского нефтеотгрузочного терминала состоят из объектов берегового резервуарного парка, двух ниток подводного нефтепровода диаметром 820 мм и протяжённостью 22,6 км. Общая вместимость берегового резервуарного парка составляет 325 тыс. м3.
Варандейский нефтяной отгрузочный терминал – уникальное производственное сооружение, при строительстве которого были использованы самые современные технологии и применены новейшие методы охраны окружающей среды. Природные и климатические условия арктического региона потребовали от компании особого тщательного подхода к вопросам гарантированного предотвращения малейшего ущерба природе. Система экологической безопасности причала имеет три уровня защиты и работает в автоматическом режиме. Она гарантирует стопроцентную безопасность окружающей среды, так как работа на Варандейском терминале идёт по принципу «нулевого сброса», который предусматривает, что все производственные и бытовые отходы собираются в специальные контейнеры и вывозятся на берег для последующей утилизации.
Запуск Варандейского терминала был осуществлён одновременно с началом эксплуатации одного из крупнейших месторождений Тимано-Печоры – Южное Хыльчую в Ненецком округе. Использование собственной транспортной инфраструктуры позволяет продать на международном рынке нефть этого месторождения с премией к цене сорта Urals.
В октябре прошлого года «ЛУКОЙЛ» завершил строительство межпромыслового нефтепровода «Харьяга-Южное Хыльчую» протяжённостью 158 км и мощностью 4 млн т в год. Нефтепровод предназначен для транспортировки товарной нефти с терминала «Север-ТЭК» (Харьяга) на пункт сдачи-приёма нефти «Южное Хыльчую» с последующей сдачей нефти в межпромысловый нефтепровод «Южное Хыльчую-Варандей». Ввод в эксплуатацию нефтепровода позволяет сократить сроки окупаемости затрат на строительство Варандейского терминала благодаря существенному повышению его загрузки. Компания сможет снизить затраты на транспортировку нефти по Балтийской трубопроводной системе. Также будет снята часть нагрузки с межпромыслового нефтепровода Харьяга-Уса и магистральных нефтепроводов Уса-Ухта и Ухта-Ярославль, которые в настоящее время эксплуатируются на пределе пропускной способности. На нефтепроводе «Харьяга-Южное Хыльчую» применена система обнаружения утечек LeakSPY, которая успешно зарекомендовала себя при эксплуатации на других объектах трубопроводного транспорта. На подземных участках трубопровода установлена антикоррозионная изоляция усиленного типа. Надземные участки трубопровода обеспечены усиленной тепловой изоляцией. В процессе эксплуатации нефтепровода осуществляется регулярная внутритрубная диагностика.
Предполагается, что в дальнейшем аналогичное решение будет применено для других месторождений региона, в том числе для месторождений им. Требса и Титова, что неизбежно расширит объёмы перевалки через Варандейский терминал. Таким образом, эффективная логистика становится одним из главных преимуществ российской нефтегазовой компании. Реализовав этот комплексный проект, «ЛУКОЙЛ» в очередной раз доказал, что отечественные специалисты способны применять новейшие технологии для решения сложнейших задач по освоению и транспортировке запасов углеводородов.