Циндао – железные ворота Китая в Арктику

qingdao-olympic-statue

В январе Китай обнародовал свою первую Арктическую политику. После выхода этого документа США наводнили пугающие заголовки, на страницах The Wall Street Journal было опубликовано предположение о приближении «новой холодной войны» из-за внешнеполитического заявления «о готовности Китая к извлечению выгоды из таяния Арктических льдов». Однако, если не принимать в расчет заголовки, что же на самом деле происходит в Китае? Что за регионы толкают Китай в его движении на север и что в этих местах происходит — в материале портала cryopolitics.com.

Чтобы это выяснить, ранее на этой неделе я отправилась в Циндао, город с населением 9 миллионов человек, расположенный на юго-восток от Пекина, на берегу Желтого моря. Там меня встретил Го Пейцин, специалист по международному праву и интересам Китая в Арктическом регионе, а также профессор Китайского университета океанологии, одного из ведущих университетов страны по изучению Арктического региона. Особенно сильная сторона университета это изучение социальных наук, что может показаться необычным в стране, делающей больший акцент на применении в исследовании полюсов естественнонаучного и физического подхода. Всего на факультете, исследующем Арктику, обучается около 30 студентов и я встретилась с несколькими из них. Поразительным образом эти люди стремятся к мирным взаимоотношениям с Соединенными Штатами и были взволнованы негативной реакцией и страхом, вызванными Арктической политикой Китая.

В своей презентации я попыталась выделить области потенциального сотрудничества США и Китая в Арктике. Оба государства заинтересованы в продвижении свободной навигации, организации поисково-спасательных мероприятий, создании инфраструктуры и освоении природных ресурсов. Последний пункт является особенно обещающих полем для кооперации, учитывая тот факт, что в прошлом ноябре между Аляской и Китаем было подписано соглашение о совместном развитии на сумму 43 миллиарда долларов. В рамках этого соглашения китайские банки пообещали выделить значительные кредиты на строительство длительное время обсуждаемого и до сих пор не реализованного трубопровода сжиженного природного газа на Аляске.

При этом, разумеется, существует несколько трудно прогнозируемых факторов, способных помещать сотрудничеству. Во первых, США не выражают энтузиазма в отношении инициативы Китая «Один пояс — один путь», стоимостью 1 триллион долларов, направленной на модернизацию и обновление транспортных и дорожных сетей Евразии. Представители правительства дали понять, что в поистине глобализированном мире ни одна из стран не может иметь возможность самостоятельно определять места нахождения «одного пояса» или «одного пути». В настоящий момент инициатива уже, разумеется, превзошла свое историческое название, поскольку теперь, как я упоминал ранее, «Один пояс – один путь» официально распространяется и на Арктику. Если заголовки газет точно отражают настроения в правительстве, США внимательно и с подозрением наблюдают за каждым шагом Китая на севере, как и в любых других регионах мира.

Вторым неоднозначным геополитическим фактором является значительное напряжение отношений между Пекином и Вашингтоном в вопросе, касающемся Южно-Китайского моря.

Хотя вероятность и не высока, споры в отношении этого морского региона или, по крайней мере, в отношении принципов, определяющих взаимоотношения в таких регионах, могут перекинуться на Арктику. Третий и последний фактор- это продолжающееся укрепление взаимоотношений между Россией и Китаем, в результате которого США могут почувствовать себя оттесненными в сторону. Там где ранее сотрудничество с Китаем служило методом сдерживания России, теперь США могут почувствовать угрозу исходящую от дальнейшего упрочения отношений между этими странами, особенно в арктическом регионе.

 

Циндао – транспортный узел для продвижения Китая в Арктику

В Циндао ощущаются преимущества значительных промышленных связей с Северо-Восточной Азией и нарастающих связей с Арктикой. Хотя город еще и не превратился в легко узнаваемый символ, он расположен прямо напротив, по другую сторону моря от Сеула в Южной Корее и недалеко от Шанхая и японской Фукуоки. Благодаря стратегически важному в экономическом плане расположению этого крупного города, его порт находится в десятке крупнейших в мире по объему грузоперевозок. Это значимый перевалочный порт и, кроме того, он занимает шестое место в мире по объемам перевалки металлических руд. Более того, Администрация порта Циндао намеревается превратить терминал по перевалке железной руды в крупнейший в мире. Железо это ключевой ингредиент для производства стали, и, в мае 2017 года, были представлены данные о хранении в стране объемов железной руды в количестве, достаточном для строительства 13 000 Эйфелевых башен.

Век спустя Германия осознала стратегическое значение Циндао. В 1898 году после наблюдения за попытками династии Цин построить оборонительные сооружения вокруг Циндао, в то время маленькой рыбацкой деревушки, Германия фактически принудила Китай сдать в аренду участок земли площадью 553 км2. Таким образом была утверждена первая европейская колония на материковой части Китая. В отличие от колоний переселенцев в Америке и Австралии, колонии европейцев в Китае служили преимущественно для экономической эксплуатации. Несмотря на высокую враждебность местного населения против немецких колонизаторов, перед сдачей города Японии в 1914 году, они успели произвести в городе ряд улучшений. Колонизаторами были построены железная дорога, верфь, несколько церквей, они также способствовали основанию Китайского университета океанологии. Немцами также был основан пивоваренный завод Циндао, производящий светлое пиво и по сей день. Северо-восточное расположение Циндао в совокупности с промышленной основой делают город уникальной отправной точкой для реализации Китаем его абмиций в отношении Арктики по трем ключевых отраслям: судостроение и морское строительство, судоходство и торговля, туризм.

qingdao-china-map

 

Судостроение и морское строительство

Для Циндао одной верфи не достаточно. Первая в городе верфь, построенная Германией в 1898 году, сейчас называется Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry. За последние несколько лет правительство Китая осуществляло создание новой площадки с оригинальным названием «Новая площадка Западного побережья» Циндао, фокусирующейся на морском секторе.

«Новая площадка» специализируется на таких отраслях промышленности, как производство морской техники и высокотехнологичное судостроение, кроме того, ею уже было завершено строительство основной инфраструктуры для освоения природных ресурсов. За последние три года три компании, базирующиеся в Циндао (одна из которых является локальным подразделением McDermott International, американской международной инженерной корпорации) выполнили строительство всех 36 основных СПГ модулей для российского проекта Ямал-СПГ, являющегося знаковым в том отношении, что это самое северное предприятие такого рода. Эти модули, весящие по 2000 тонн и имеющие высоту трехэтажного дома каждый, были доставлены из Циндао на Ямальский полуостров по Северному морскому пути. Этот пример подчеркивает возможность для становления порта узлом того, что в будущем может превратиться в важный морской путь, особенно в случае, если Китай преуспеет в сотрудничестве с Россией в области развития этого, так называемого, российского «Полярного Шелкового пути».

 

Судоходство и торговля

Судоходство, помимо всего прочего, и, совершенно естественным образом, для Циндао является одним из важнейших ориентиров развития, поскольку в городе активно развиваются порт и арктические предприятия. В 2013 году датская компания Nordic Bulk Carriers перевезла 70 000 тонн железной руды из Мурманска в Циндао. Железная руда была произведена недалеко от Мурманска, российской компанией ЕвроХим, на Ковдорском горно-обогатительном комбинате. Российский карьер, отгрузочные доки и массивные склады руды в Циндао можно увидеть из космоса в высоком разрешении благодаря находящемся в открытом доступе изображениям Google Earth. Можно разглядеть даже грузовики, перевозящие руду в карьере, и краны, грузящие ее в порту.

В конце 2016 года судно HHL Valparaiso совершило первый проход по Северному морскому пути с открытыми люками, с кранами типа судно-берег из Санкт-Петербурга на Дальний Восток России. В Санкт-Петербург судно отправилось из Циндао по Северному морскому пути. В том же году судно перевозящее целлюлозу – последние останки северных лесов Финляндии, прошло по пути из Котки, на Балтийском побережье страны, в Циндао.

В 2015 году произошло еще одно событие, менее значимое с коммерческой точки зрения, однако, куда более выдающееся: Го Чуань, выдающийся яхстмен родом из Циндао, совершил самый быстрый переход по Северному морскому пути с использованием только силы ветра. Вместе с командой он завершил поход на своем тримаране (яхта с тремя корпусами) Qingdao China всего за 13 дней. К сожалению, история Го имеет печальный конец. В 2016 году он пропал где-то в районе Гавайев во время своего последнего путешествия.

Также Циндао является важным узлом в перевозке минерального сырья и морепродуктов. В случае, если в горных породах формации Исуа когда-либо станут добывать железную руду, существует вероятность того, что колоссальных размеров красные горы руды заполнят порт Циндао, присоединяясь к поставкам из России, Австралии и Индии.

Что касается более съедобных товаров, рыболовная компания Royal Greenland, находящаяся во владении правительства Гренландии, приступившая в прошлом году к найму китайских сотрудников на своем рыбообрабатывающем заводе в Маниитсоке, двадцать лет спустя открыла точку продажи в Циндао. Город является одним из крупнейших центров переработки рыбы с вовлечением в эту сферу национального уровня около 400000 человек, включая большое количество молодых девушек. Уже сейчас такими компаниями как Qingdao Yu Tai Import & Export (основана в 2012 году и специализирующаяся на торговле с Аляской) в Китай ежегодно ввозится объем морепродуктов на 880 миллионов долларов. Лосось, императорский краб, сайда это лишь несколько видов продукции, филлетируемой и упаковываемой в Циндао перед дальнейшим экспортом в (вы конечно же угадали) США. Пока Китай и Аляска стремятся к расширению своих торговых взаимоотношений, этот сомнительный и витиеватый путь к глобализации с большой долей вероятности будет использоваться все масштабнее.

И последнее в вопросе торговли: в этом январе в отсеке грузового самолета из Дании в Циндао было доставлено 2 000 полярных лисиц. Эти лисицы предназначены для пополнения популяции из 2000 их белых и пушистых товарищей, доставленных из Финляндии для зверофермы в Мохэ, в городе в Северо-Восточной части Китая. Чжань Ифэй, представитель инспекционно-карантинной службы в аэропорту Циндао, в интервью China Daily заявил: «За последние годы животноводческая промышленность развивалась стремительно и ожидается, что эти лисы помогут развитию современного животноводства Китая». В то же время сотрудничество Китая с Арктическими государствами в области развития пушного звероводства представляется ужасной и негуманной идеей. Разведение пушных зверей куда менее этично чем охота, а развитие такой промышленности в Китае может существенно снизить стоимость шкур, добываемых коренными народами в Арктике.

 

Полярный туризм

Более неожиданным направлением интересов Циндао в отношении Арктики предстает туризм. Городской парк развлечений «Мир полярного океана» приветствует гостей, желающих увидеть арктических животных, таких как белухи, арктических волков и белых медведей. Я не посещал этот парк, поскольку не имею желания наблюдать за дикими животными закрытыми в клетки (в нескольких отзывах в Google указывается на чрезвычайно жестокие условия содержания животных в этом парке), но готов поспорить, что найдутся состоятельные люди, которые, после посещения этого парка, загорятся идеей отправиться в Арктику или Антарктику, чтобы увидеть все уже по-настоящему. В 2017 году Китай обогнал Австралию по числу туристов, отправляющихся в Антарктику, и занял второе место в мире после США. Изданием the South China Morning Post приводятся данные, согласно которым, 5500 граждан Китая совершили путешествие в направлении Южного Полюса, составив, таким образом, 12% от всех посетителей замерзшего континента. Китайский антарктический туризм растет такими темпами, что правительству даже пришлось разработать специальные правила поведения. Население Китая так велико, что, как я узнал в Циндао, правительство использует туристов путешествующих за границу в качестве «стратегического ресурса», вычеркивая неугодные государства из списка одобренных направлений – стран в которые туристическим агентствам разрешено продавать туры. Предупреждение для Исландии: задумайтесь о своем поведении.

 

Следующий шаг: Саммит Шанхайской организации сотрудничества

В июне для Циндао состоится своего рода минута славы, поскольку в городе будет проводиться ежегодный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), евразийской политической и экономической организации, а также организации по сотрудничеству в сфере безопасности, членами которой являются Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Пакистан. На совещании, которое посетят Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент России Владимир Путин, будет разработан пятилетний план по заключению Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Всеми членами ШОС подписан договор о стремлении к развитию дружественных связей и торговли с взаимным признанием и уважением целостности и неприкосновенности территорий членов организации.

В рамках саммита также состоится обсуждение действий по реализации инициативы «Один пояс — один путь». Поскольку планируемая встреча с присутствием лидеров России и Китая, весьма вероятно, состоится, может даже за кружечкой пива Циндао, и обсуждение двусторонних мероприятий по превращению Северного морского пути в Полярный Шелковый путь, который может, весьма вероятно, вести в Циндао.

Текст и фото: Миа Беннет, cryopolitics.com

 



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru