Россия строит планы по захвату мирового рынка СПГ
Россия хочет увеличить выпуск сжиженного природного газа до 100-120 миллионов тонн в год к 2035 году и отвоевать нишу у производителей из США и Австралии за счёт низкой себестоимости, сказал замминистра энергетики РФ Павел Сорокин в интервью Reuters
Базой для наращивания мощностей, по оценкам Минэнерго, станут Ямал и Гыдан, где в основном сосредоточены месторождения Новатэка и группы Газпром, и которые могут обеспечить 50-70 миллионов тонн СПГ в год.
“К 2035 году Россия может поставить себе цель довести производство СПГ до 100-120 миллионов тонн в год, — сказал Сорокин. — Мы исходим из обсуждения с компаниями того потенциала, который они могут добавить к тем проектам, которые уже были озвучены, или при создании новых на тех запасах, которые есть”.
Россия запустила свой первый СПГ-завод на Сахалине в 2009 году, мощность подконтрольного Газпрому предприятия составила около 11 миллионов тонн в год. Второй заработал спустя восемь лет — первый танкер с Ямала, где базируется СПГ-проект Новатэка, вышел в декабре 2017 года. Сейчас доля России на мировом рынке СПГ составляет около 4 процентов.
“Мы видим, что спрос на СПГ в мире в следующие 20 лет увеличится почти в два раза – до более чем 500 миллионов тонн. Это существенная ниша, которую могли бы занять компании с наиболее низкой себестоимостью производства и доставки этого газа до потребителей”, — сказал Сорокин.
Россия претендует на то, чтобы взять на себя удовлетворение дополнительного спроса на газ, обойдя в борьбе за него США и Австралию.
“Дополнительные объёмы, которые могут поставлять австралийцы или американцы, эта та ниша, за которую будет конкуренция. Эти объёмы в любом случае попадут на рынок, вопрос — чьи они будут. Естественно, имея гигантские запасы газа и потребность в инвестициях и в наращивании экспорта в целом, мы должны стремиться, чтобы эти объёмы были российскими”, — сказал Сорокин.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что США могут стать вторым по величине экспортёром сжиженного природного газа (СПГ) в мире к концу 2022 года, составив конкуренцию Австралии и Катару в борьбе за глобальное лидерство на этом рынке.
Амбиции России по наращиванию доли на мировом рынке СПГ не будут конкурировать с поставками трубопроводного газа Газпрома в Европу и Азию, считает Сорокин.
“Наши расчёты показывают, что такие цифры не приведут к обострению конкуренции с трубой. Это будет конкуренция за нишу с австралийскими и американскими и другими производителями, потому что СПГ более дорогой газ, чем труба, и труба будет всегда занимать свою максимальную долю”, — сказал он.
Российский Газпром обеспечивает около трети европейского газового рынка.
Минэнерго РФ ждёт до 200 миллионов тонн дополнительного спроса на СПГ к 2035 году.
“На этот вопрос нужно смотреть стратегически – либо этот газ поставят США и Австралия, либо его поставит Россия”, — сказал Сорокин.
Курс России на импортозамещение удешевит СПГ-проекты, которые сейчас получают льготы от государства, говорит Сорокин.
“На строительство СПГ-заводов пойдёт отечественное оборудование, и если с каждым разом проекты будут становиться всё дешевле и дешевле, то на каком-то этапе они даже льгот не потребуют”, — сказал он.
Новатэк ожидал, что затраты на сжижение газа на втором проекте будут на 30 процентов ниже, чем на Ямал СПГ, и составят от $650 до $750 миллионов на 1 миллион тонн мощности.
Целевой показатель Новатэка- менее $2 за 1 миллион британских термических единиц (БТЕ, BTU).
По оценкам аналитиков энергетического центра бизнес-школы Сколково, средняя себестоимость сжижения, где основной вклад — капитальные затраты, для российских проектов составляет $3,5-4 за 1 миллион БТЕ, еще свыше $2 за 1 миллион БТЕ — стоимость транспортировки в Азию.
“Мы должны ответить на вопрос, хотим ли мы быть на этом рынке (СПГ). Мы отвечаем на него, что хотим, потому что это гигантские инвестиции в нашу страну, это основной грузопоток по Северному морскому пути на первом этапе, который позволит не только СПГ развивать, но и дать 50-60 миллионов тонн траффика через 15-20 лет, которые сделают Северный морской путь экономически оправданным для большего количества пользователей”, — сказал Сорокин.