Десять ключевых слов арктического курса Китая
31 января 2018 г, Алте Стаалэсен, The Independet Barents Observer, Норвегия
В новом документе по арктическому курсу страны слово «наука» встречается 41 раз, «сотрудничество» – 46 раз, «климат» – 26 раз. «Нефть» – всего шесть. Россия упоминается лишь дважды, а о военных целях не говорится вообще
Азиатская сверхдержава много лет наращивала возможности для работы в Арктике, и появление соответствующего документа было ожидаемо.
В официальном документе, имеющемся теперь на английском языке, говорится о совместных усилиях и подходах с упором на сотрудничество, и в то же время подчёркивается, что Китай намерен участвовать в управлении Арктикой и что у него есть законные интересы и права в этом регионе.
Меняющаяся Арктика
«Управление» и «сотрудничество» встречаются в документе соответственно 19 и 46 раз. «Безопасность» – 11 раз, «военные» – ни разу; «наука» – 41 раз, «участие» – 15, «судоходство» – 15, «мирное» – 10, «коренные [народы]» – 7.
Особое внимание уделяется окружающей среде, и резко меняющийся арктический климат представляется как главная проблема, а также как путь к новым возможностям.
«Целями арктического курса Китая являются: приобретать понимание, охранять, осваивать, принимать участие в управлении Арктикой, чтобы гарантировать соблюдение общих интересов всех стран и международного сообщества в Арктике, содействовать устойчивому освоению Арктики», – говорится в документе.
В комментариях, сделанных в пятницу на презентации документа, замминистра иностранных дел Китая Кун Сюанью подчеркнул, что Китай «стремится к взаимовыгодному сотрудничеству по развитию арктических судоходных путей, строительству инфраструктурных объектов и морским исследованиям со всеми заинтересованными сторонами, особенно с арктическими странами».
«Кто-то ставит под вопрос участие Китая в арктических делах и опасается, что мы будет расхищать ресурсы и наносить ущерб окружающей среде. Думаю, такие опасения излишни», – сказал он, пишет газета «China Daily».
По мнению научного сотрудника норвежского Института Фритьофа Нансена Арилда Муэ, документ выносит на первый план роль Китая как глобального игрока. «При этом это детальный документ, отражающий серьёзное понимание арктических вопросов», – пишет он в комментариях на сайте института.
Полярный Шёлковый путь
Как раз сейчас в Китае ведутся работы по строительству новых ледоколов. Второй из них, «Сюэлун-2», должен выйти в арктические моря в 2019 году. Он строится на государственной Цзяннаньской судоверфи.
В самом Китае такое судно строится впервые. В планах новые суда, в том числе атомный ледокол.
Арктичекие возможности Китая будут расти, и всё это входит в грандиозные инфраструктурные планы, в числе которых «Один пояс и один путь», представленный председателем КНР Си Дзиньпинем в 2013 году.
«Китай надеется поработать со всеми сторонами над выстраиванием «Полярного шёлкового пути» по развивающимся арктическим судоходным маршрутам», –говорится в документе.
Отношения с Россией
Формирование более тесных отношений с Россией является важнейшим элементом китайской арктической стратегии. В документе о России упоминается всего два раза, но у двух стран растёт число совместных инициатив в арктическом регионе. В их числе энергетический проект «Ямал СПГ» и инфраструктурные проекты железнодорожной магистрали Белкомур и глубоководного порта в Архангельске.
В то же время отношения Китая с Россией остаются сложными. Китай, в частности, озабочен национализацией морских перевозок на Северном морском пути.
В ноябре 2017 года президент Путин объявил, что перевозки нефтепродуктов, а также угля Северным морским путём будут осуществляться только судами под российским флагом. В конце декабря соответствующие поправки утвердили российские законодатели, а 1 февраля 2018 года поправки вступили в силу.
В китайском документе подчёркивается, что управление арктическими судоходными путями должно осуществляться на основе Конвенции ООН по морскому праву и общего международного права и что должны гарантироваться свобода навигации, предоставляемая всем странам в соответствие с правом, и их права на использование арктических маршрутов.
Фокус на Шпицбергене
В новом документе кратко упоминаются все приарктические страны. Норвегия – всего раз, но об её отдалённом северном архипелаге Шпицберген говорится постоянно.
Станция «Жёлтая Река», открывшаяся в Ню-Олесунде в 2004 году, стала опорным пунктом китайских арктических исследований, а Договор о Шпицбергене 1920 г. гарантирует стране возможность дальнейшего расширения спектра деятельности на архипелаге.
«Участники Договора о Шпицбергене пользуются свободой доступа в отдельные районы Арктики и правом на условиях равенства и в соответствии с законом проводить научные исследования, вести промышленную и коммерческую деятельность, такую как охота, рыбный промысел и добыча полезных ископаемых в этих районах», – говорится в документе.