Арктика ждет высокой цены на нефть и развития технологий
Арктический шельф еще недавно считался главной надеждой мировой нефтяной отрасли, цены на сырье росли, а его запасы в традиционных регионах истощались. Ситуация изменилась после резкого падения цен на нефть, которое заставило основных игроков надолго отложить свои амбициозные планы освоения Арктики. Впрочем, эксперты не сомневаются, что будущее отрасли по-прежнему связано с этим суровым краем, осталось только дождаться повышения цен минимум до $75 за баррель нефти, а за это время основательно подготовить технологии.
По мнению заместителя директора Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондента РАН Василия Богоявленского, по оптимистичному прогнозу добыча нефти к 2030 году на шельфе Арктики не может быть выше 13 млн тонн в год.
Тем не менее, суровые условия Арктики не пугают нефтедобывающие страны, так как стратегические интересы «арктических» государств — России, Норвегии, США, Канады и Дании связаны не с сиюминутной выгодой, а с долгосрочными планами по реализации инвестиционных программ на протяжении нескольких десятилетий. «Арктический шельф, несмотря на временное замедление проектов в связи с ценой на нефть, остается стратегическим направлением развития. Как и большинство экспертов, уверен, что уникальные месторождения, имеющие ключевую роль в мировом балансе запасов, будут открыты именно здесь», — считает глава Минприроды РФ Сергей Донской.
Вызовы и задачи по освоению Арктики будут обсуждаться в конце марта в Архангельске на форуме «Артика — территория диалога». По ожиданию экспертов, активизация дискуссий по теме развития Арктики может придать ему дополнительный импульс.
Неприступная Арктика
В России право осваивать шельф закреплено за государственными компаниями с пятилетним опытом работы на морских месторождениях. Такому критерию соответствуют только «Газпром», «Роснефть» и «Газпром нефть», на отдельных участках российского шельфа ведет добычу частный «Лукойл», получивший это право еще до ужесточения российского законодательства по условиям работы на шельфе. На арктическом шельфе добычу углеводородов ведет только «Газпром нефть» на месторождении Приразломное в Печорском море.
По мнению Богоявленского, в ближайшей перспективе в акватории российской Арктики могут быть реализованы многие проекты, которые будут рентабельны даже при текущих ценах на нефть. «В ближнесрочной перспективе может быть реализован целый ряд проектов, расположенных в транзитной зоне. Например, в Печорском море — Варандейское и Медынское месторождения (проекты «Роснефти») готовы к освоению, при желании можно было бы начать их разработку через пять-шесть лет, и ряд проектов «Газпрома», а именно в Обской губе, Каменомысское море и другие. Эти проекты могут быть рентабельны даже при невысокой цене на углеводороды. Разработка Приразломного рентабельна на данный момент», — сказал он ТАСС.
Перспективы реализации глубоководных арктических проектов более призрачны из-за отсутствия технологий не только в России, но и во всем мире. «Роснефть» создала карту, из которой следует, что технологии освоения ресурсов примерно на 90% акватории Арктики или полностью отсутствуют, или существуют, но требуют серьезной доработки. Это не только в России, а в целом в мире. Таким образом, удаленные от берега акватории — это проекты достаточно далекого будущего, они смогут быть реализованы в плане добычи нефти и газа, не раньше, чем через 20 лет, но к ним необходимо готовиться уже сегодня», — отметил эксперт.
По мнению аналитика «Финама» Алексея Калачева, добыча нефти на шельфе Арктики не является остро актуальной, а с развитием технологий само собой произойдет и снижение себестоимости добычи, как произошло в случае с добычей сланцевой нефти. «Технологии не стоят на месте, совсем недавно сланцевая нефть была самая дорогая по себестоимости, сейчас она оказалась значительно дешевле, поэтому с развитием технологий произойдет удешевление добычи на шельфе. Но для развития технологий нужно международное сотрудничество, которое сейчас ограничено», — отметил Калачев.
Фактор цены и погоды
Эксперты отмечают, что освоению шельфа Арктики препятствует не только отсутствие технологий, но и фактор цены и климатических условий. Существует много природных проблем, связанных и с ледовыми условиями, например, некоторые акватории если и открываются, то только на два месяца. В таких условиях, по данным ученого, в мире работают только девять месторождений на шельфе Аляски, но все они разрабатываются с искусственных островов, то есть на мелководье, на глубоководье в Арктике таких проектов в мире нет. «Все проекты на глубоководье — это проекты среднесрочного будущего — 2035-2045 года при оптимистичном стечении обстоятельств. Проекты на глубоководье, в частности, Чукотского моря, Восточно-Сибирского моря будут рентабельны при цене на нефть выше $100 за баррель, то есть в ближайшее время они имеют только научный смысл, с точки зрения изучения шельфа», — добавил Богоявленский.
По мнению Калачева, высокая себестоимость добычи нефти на шельфе Арктике связана, прежде всего, с тяжелыми условиями, отсутствием инфраструктуры, невозможностью построить нефтепроводы. «Рентабельность добычи на шельфе будет возможна при цене на нефть где-то $75 за баррель. Вряд ли меньше», — сказал он ТАСС.
Отсрочка от обязательств
Представитель «Роснефти», владеющей 28 участками на шельфе Арктики, сообщил ТАСС, что компания в этом году намерена провести поисковое бурение в Восточной Арктике, отметив, что в настоящее время выводит в приоритет подготовку к бурению в Арктике и развитие необходимых технологий. «Одной из приоритетных задач компании является реализация комплекса геологоразведочных работ на шельфе арктических морей, обеспечивающих подготовку материальных запасов и развития технологий разработки месторождений на шельфе Арктики к моменту роста цен на нефть и начала добычи нефти», — сказал собеседник агентства.
«Роснефть» отмечает, что лицензионные обязательства компании в части сейсморазведки выполнены в полном объеме со значительным опережением сроков и превышением обязательных объемов работ по ряду участков. В 2016 году компания более чем в два раза превысила требования лицензионных обязательств по сейсморазведке 2D и 3D. В результате проведенных геологоразведочных работ изучена площадь 0,8 млн квадратных километров арктического шельфа РФ. Компания уверяет, что не намерена снижать темпы работ, и обещает увеличить инвестиции в освоение Арктики в ближайшие пять лет в несколько раз.
Однако, по поисковому и разведочному бурению компании внушительно отстают от графиков. «Компании уже обратились в Минприроды РФ насчет пересмотра сроков бурения, поскольку сейчас есть ряд проблем, в том числе санкции и ограниченные возможности привлечения зарубежных буровых установок, низкие цены на углеводороды. В результате, например, сроки освоения Долгинского месторождения («Газпром нефть») перенесены на 2031 год, по ряду других участков тоже передвинуты сроки», — отметил Богоявленский.
Ранее Роснедра согласовали «Роснефти» и «Газпрому» перенос сроков геологоразведки и начала добычи более чем на 30 участках на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей.
Позднее правительство РФ приняло решение о вводе временного моратория на выдачу лицензий на участки, расположенные на континентальном шельфе РФ. Глава Роснедр Евгений Киселев отмечал, что запрет может быть снят при цене на нефть в $100-105 за баррель. «Если говорить о бурении, то за последние шесть лет на шельфе Арктики пробурено всего три скважины, из них одна скважина была пробурена в 2011 году, еще две — в 2014 году. Соответственно в последние два года не пробурено ни одной скважины. Это полностью диссонирует с лицензионными обязательствами, которые на себя взяли основные компании. Согласно лицензионным обязательствам, до 2020 года они должны бурить около 12 скважин в год, включая предыдущие годы. На сегодняшний день выполнить эти лицензионные обязательства даже теоретически невозможно», — добавил Богоявленский.