Новая роль Франции в Арктике
В июне 2016 г. Франция приняла Национальную программу освоения Арктики, в которой зафиксировала свои базовые интересы в регионе и обозначила основные направления и приоритеты арктической политики на ближайшую перспективу. Появление данного документа вполне закономерно: вслед за арктическими странами свои национальные программы в Арктике стали принимать и неарктические государства (Германия, Италия и др.). В программе Франция определила себя как полярное государство и ведущего арктического актора. Тем самым она сделала заявку на повышение активности в арктических делах в ближайшие годы. Но сможет ли Франция в полной мере реализовать свои стратегические цели и задачи в регионе в современных условиях арктического сотрудничества (падение мировых цен на нефть, нерентабельность освоения нефтегазовых месторождений Арктики, политический кризис в отношениях России, крупнейшей арктической державы, и Запада и т.д.)? Вопрос остается открытым
14 июня 2016 г. в Париже французской и мировой общественности была представлена Национальная программа освоения Арктики. В подготовке этого документа принимали участие французские дипломаты, политики и ученые. Появление программы стало закономерным итогом активного участия Франции в арктическом сотрудничестве в последние годы. При этом Париж исходил из представления об исключительном значении Арктики для всех заинтересованных сторон, независимо от наличия прибрежных территорий в полярных водах.
В программе Франция определена как полярное государство и ведущий арктический актор. На протяжении последних лет эта идея поддерживалась не только на политическом уровне, но и в большей степени научным сообществом. По словам французского профессора С. Гадаля, геополитическая и дипломатическая позиция Франции де-факто близка китайскому тезису «околоарктической» державы [1]. Инымисловами, географическая удаленность Франции от Арктики не рассматривается в качестве серьезного препятствия для ее активного участия в арктических делах. Более того, Арктика для Франции — это «экологически чувствительная зона», в которой «национальные интересы должны определяться с учетом общих интересов и политикой устойчивого развития». Именно этим фактом обусловливается важность и необходимость непосредственного присутствия Франции в современной Арктике.
История присутствия Франции в Арктике: основные этапы
Прежде чем приступить к анализу текста Национальной программы, необходимо отметить основные вехи в истории присутствия Франции в арктическом регионе.
Начало участия Франции в арктических делах относится к концу XVIII в. Оно было связано в основном с полярными исследованиями в области наземной и морской экосистем, антропологии и этнографии. До сих пор научно-исследовательское направление оставалось ведущим для Франции. Сегодня около 500 представителей французского научного сообщества занимаются арктическим регионом. По количеству публикаций на эту тему страна находится на девятом месте в мире. Ключевую роль в научной деятельности французов в Арктике играют Французский полярный институт имени Поля-Эмиля Виктора (IPEV) и Национальный центр научных исследований (CNRS), работающие в рамках государственной программы «Арктическая инициатива».
В 2000 г. Франция получила статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете (АС) и с тех пор активно участвует в его работе на всех уровнях: от целевых (task forces) до рабочих групп (working groups). Присвоение данного статуса означало, с одной стороны, признание заслуг Франции в научных арктических исследованиях, а с другой — формирование нового направления французской политики и дипломатии.
Следующее важное для присутствия страны в Арктике событие произошло в 2009 г. Франция официально признала значимость арктического направления для своих национальных интересов,назначив известного французского политика Мишеля Рокара полномочным представителем по вопросам международных переговоров по Арктике и Антарктике. Все последующие годы он озвучивал для мировой общественности основные позиции французского руководства, касающиеся освоения арктических территорий. Базовый тезис о том, что климатические изменения в Арктике имеют глобальный характер и неподвластны региональному управлению, в связи с чем напрямую затрагивают интересы Франции, привели Париж к осознанию необходимости усилить присутствие в арктическом регионе и официально оформить свою заинтересованность. Данный тезис прозвучал в выступлении президента Франции Франсуа Олланда на международном форуме «Арктический круг», который состоялся в октябре 2015 г. в Рейкьявике.
В 2013 г. впервые тезис о последствиях климатических изменений в арктическом регионе был включен в «Белую книгу по вопросам обороны и национальной безопасности» в качестве одного из важнейших приоритетов обеспечения национальной безопасности Франции в эпоху глобализации. В том же году было принято решение начать подготовку национальной «дорожной карты» для Арктики, которая была завершена в июне 2016 г.
Основные положения французской стратегии в Арктике 2016 г.
Национальная программа, представленная в июне 2016 г. мировой общественности, состоит из 7 разделов. В них последовательно раскрываются основные положения стратегии Франции в отношении Арктики в долгосрочной перспективе и представлены практические рекомендации по ее реализации.
1. Научные исследования и сотрудничество.
Франция намерена наращивать свои усилия и вкладывать больше средств в изучение Арктики. На сегодня работа французских ученых в регионе финансируется явно недостаточно [1], несмотря на то, что активная научно-исследовательская деятельность признана ключевым элементом участия Франции в АС и международном арктическом сотрудничестве на разных уровнях. В связи с этим «дорожная карта» предусматривает привлечение к научным проектам в Арктике представителей бизнеса, которые могут быть заинтересованы в реализации экономического потенциала региона (транспорт, воздушное пространство, судоходство, энергетика, минеральные ресурсы и т.д.). Кроме того, особое внимание уделено участию французских ученых в общеевропейских научно-исследовательских грантовых проектах в Арктике, например, в программе Европейского союза по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020», в проекте EU–PolarNet и др. «Горизонт 2020» — это крупнейшая в истории Евросоюза программа с бюджетом около 80 млрд евро, рассчитанным на период 2014–2020 гг. (в дополнение к частным инвестициям, которые будут привлечены фондом).
2. Экономические возможности и сотрудничество.
3. Вопросы обороны и безопасности.
Франция как член Европейского союза и НАТО действует заодно со странами арктической зоны и заинтересована в поддержании стабильности и безопасности арктического пространства. Согласно Национальной программе, арктическое пространство — это пространство для маневров военно-морских сил. Перед ВС Франции поставлена задача использовать арктическую зону в качестве транзитной для военно-воздушных и военно-морских сил и, возможно, для десантных подразделений. Французские военные принимают участие в учениях НАТО в Арктике вместе с другими членами альянса.
4. Защита морской среды Арктики.
Франция прилагает усилия к ограничению добывающей деятельности в Арктике и приведению ее в соответствие с экологическими задачами в регионе. Кроме того, она придерживается многоцелевого экологического подхода к защите морских арктических экосистем, предложенного Соединенными Штатами в ходе их председательства в АС (2015–2017 гг.), и в рамках этого подхода рассматривает Арктику как пилотную зону развития зеленых технологий. В частности, Франция поддержала идею разработки Полярного кодекса под эгидой Международной морской организации, содействует развитию эко-ориентированных морских круизных маршрутов и работает над проектами по ограничению негативного воздействия судоходства на морских млекопитающих.
5. Французское присутствие на международных форумах по арктическим вопросам.
Национальная программа освоения Арктики предусматривает активизацию участия Франции в арктических региональных структурах. Наряду с Арктическим советом речь идет о таких организациях и проектах, как Совет Баренцева/Евроарктического региона, «Северное измерение» ЕС, Международная морская организация, гидрографическая региональная комиссия, Международная гидрографическая организация и др. Участие Франции в многостороннем сотрудничестве в Арктике позволит легитимизировать ее статус как полярного государства и ведущего арктического актора.
6. Европейский союз и Арктика.
Франция поддерживает стремление Европейского союза играть более весомую роль в АС. Страны ЕС вносят серьезный научный, технический и финансовый вклад в развитие Арктики (в частности, в последнее десятилетие ЕС вложил более 200 млн евро в сотню арктических исследовательских программ). Учитывая этот вклад, Париж последовательно отстаивает идею более активного участия Евросоюза в решении актуальных проблем арктического региона и выступает в поддержку присвоения ему статуса наблюдателя в АС в 2017 г.
7. Национальные и общие интересы в Арктике.
Как следует из Национальной программы, Франция имеет в Арктике широкий круг интересов, охватывающих самые разные сферы (от науки и экономики до политики и обороны), и в дальнейшем намерена их укреплять. Совместно с другими арктическими (Россия, Норвегия, Канада) и неарктическими (Германия, Польша, Китай, Великобритания и др.) государствами, заинтересованными в развитии сотрудничества в Арктике, Франция будет стремиться к установлению баланса между национальными и общественными интересами в использовании морского пространства.
Особенности французской стратегии в Арктике
Анализ содержания французской «дорожной карты» позволяет выделить несколько важных моментов.
Во-первых, некоторые положения французской стратегии, например, о продвижении интересов ЕС в регионе, представляются общими для большинства европейских неарктических государств. Приоритетность международного сотрудничества в области научных исследований и охраны окружающей среды арктического региона, наряду с Францией, признают Италия и Германия.
Во-вторых, для Франции, как и для других европейских неарктических стран, большое значение имеет статус арктического актора, который легитимизируется посредством участия в Арктическом совете. Вместе с тем следует учитывать, что статус постоянного наблюдателя в АС носит во многом символический характер и не позволяет его обладателю участвовать непосредственно в самом процессе принятия решений.
В-третьих, Франция, в отличие от других европейских неарктических стран, уделяет особое внимание в своей стратегии вопросам обороны и безопасности и намерена принимать активное участие в этой области арктического сотрудничества.
В-четвертых, Франция как участник АС, несомненно, признает суверенитет, права и юрисдикцию арктических государств. В то же время она призывает к активному участию в делах региона государства, расположенные за пределами полярной зоны, — Китай, Польшу, Южную Корею, Сингапур и других потенциальных потребителей арктических ресурсов. Таким образом, Париж рассматривает Арктику как зону не только национальных, но и глобальных интересов.
В-пятых, Францию не вполне удовлетворяет статус наблюдателя в АС. Она явно стремится расширить свои полномочия в процессе принятия решений в рамках рабочих групп и повысить статус до ассоциированного члена. Так, в «дорожной карте» наряду с АС рассматриваются и другие международные форумы и институты. Более того, французские представители периодически критикуют АС за низкую эффективность его работы в области охраны окружающей среды и противодействия климатическим изменениям. В частности, М. Рокар неоднократно заявлял, что система арктического управления имеет серьезные недостатки, обусловленные тем фактом, что она замыкается на странах — членах АС. По его мнению, для преодоления этих недостатков необходимо привлечь к управлению регионом заинтересованные нерегиональные государства, например Китай, Южную Корею и др. Об этом говорил и Ф. Олланд, выступая на международном форуме в Рейкьявике в октябре 2015 г.
* * *
Опубликовав Национальную программу освоения Арктики, Франция четко обозначила свои интересы, приоритеты и видение перспектив арктического сотрудничества в самых разных сферах (от защиты окружающей среды до военно-политической области) и на разных уровнях (национальном, общеевропейском, глобальном). Успешное сочетание богатого опыта участия в полярных исследованиях и современного технологического и финансового потенциала дало ей основания позиционировать себя в качестве полярного государства и одного из ключевых арктических акторов.
Для реализации своих задач в Арктике Франции следует, помимо участия в профильных международных организациях, развивать отношения с другими участниками арктического сотрудничества на двусторонней основе. На сегодня ее основными партнерами из числа арктических государств являются Норвегия и Канада. С этим странами французы уже реализуют ряд совместных проектов. Развитию французско-российского сотрудничества, несмотря на наличие общих проектов в регионе, препятствует политический кризис в отношениях России и Запада. В этих условиях наиболее перспективным представляется взаимодействие России и Франции в научной сфере. В связи с усилением позиций Франции и США в Арктике и схожестью их подходов к некоторым арктическим вопросам можно прогнозировать, что отношения двух стран в регионе будут развиваться.
Один из ключевых тезисов французской «дорожной карты» для Арктики — изменение системы управления регионом посредством привлечения неарктических государств, бизнеса и гражданского общества к участию в арктических делах. Однако такой подход, в целом характерный для большинства неарктических государств, встречает серьезное сопротивление со стороны арктических стран. Поэтому намерения французской дипломатии кардинально трансформировать нынешнюю систему арктического управления в ближайшей перспективе представляются малореализуемыми.
В ближайшем будущем усилия французской дипломатии будут направлены на продвижение Европейского союза как кандидата в наблюдатели Арктического совета. С одной стороны, Франция — один из лидеров ЕС, и участие этой структуры в АС может усилить ее позиции в регионе. Использование финансового потенциала Союза позволит создать наиболее благоприятные условия для эффективного участия Франции в арктических проектах. С другой стороны, обретение Евросоюзом статуса наблюдателя в АС может поставить под удар самостоятельность и независимость французской арктической дипломатии. В этом случае Франция рискует потерять свою арктическую акторность.
Автор: Мария Лагутина. К.полит.н., доцент кафедры мировой политики СПбГУ