Летящие по волнам

19 мая 2016 г., Анна Героева, Коммерсант

offshore-helicopter-1

Эксперты считают, что углеводородным компаниям следует быть осмотрительнее, вкладываясь в развитие собственного вертолетного парка для полетов на шельф. Но нефтяники даже с учетом нестабильной цены сырья продолжают наращивать парк для авиаобслуживания оффшорных месторождений, закупая вертолеты не только отечественного, но и иностранного происхождения и локализуя их производство

На суше и на море

По данным компании UTair, крупнейшего в России оператора вертолетов, сегодня на российских шельфовых месторождениях используется около 200 вертолетов. В мире количество вертолетов, работающих на шельфовых месторождениях, достигает десятка тысяч. «Из всех существующих способов доставки груза и персонала на нефтегазовые платформы самый подходящий — это вертолет. Скорость доставки вертолетом примерно в пять раз выше, чем кораблем — сегодня почти половина всех транспортных операций на морских нефтяных платформах выполняется именно вертолетами»,— говорит Александр Калачев, зампред правления Ассоциации вертолетной индустрии.

 По данным агентства «Авиапорт», первый полет на вертолете на офшорное месторождение состоялся в 1949 году в Мексиканском заливе. Сегодня в распоряжении мировых углеводородных гигантов, таких как Statoil, Shell, BP, находятся десятки разных моделей вертолетов. Британские компании, например, начали первые вертолетные перевозки на платформы в Северном море с помощью однодвигательного вертолета Sikorsky S55 еще в 1960-х годах, с тех пор их парк расширился. По данным BP, компания использует вертолеты Dauphin AS365, H175, H135. В распоряжении Statoil 12 вертолетов Sikorsky S-76D.

Мировыми лидерами в сфере офшорных операций являются британская компания Bristow Helicopters, канадская CHC Helicopter, американская ERA Helicopters. Эти компании обслуживают шельфовые месторождения BP, Shell, Chevron, ExxonMobil, ConocoPhillips, Royal Dutch Shell, Statoil, Norsk Hydro, Total.

У российских компаний наиболее используемая модель для полетов на платформы — вертолеты разных конфигураций семейства «Ми». «На этих вертолетах летали на шельфы в советские времена, у них хорошая репутация, они считаются надежными, хорошо адаптированными к полетам на дальние расстояния»,— говорит Александр Калачев. Вертолет Ми-8Т способен брать на борт до 24 пассажиров, поднять 4 тонны и преодолеть без дополнительной заправки расстояние в 500 км, но расход топлива у него высок, а пилотажно-навигационный комплекс устарел, поэтому эксплуатанты делают ставку на модернизированный Ми-8М и Ми-38 с дальностью полета 1300 км.

Например, в распоряжении «Газпром нефти» находятся четыре модернизированных вертолета МИ-8АМТ, на которых перевозят вахтовый персонал из поселка Варандей на МЛСП «Приразломная». Услугу по перевозке персонала ООО «Газпром нефть шельф» оказывает компания «Газпром авиа». На Ми-8АМТ раз в неделю на платформу Д-6 «Кравцовское», расположенную в сотне километров от береговой линии Калининграда в Балтийском море, доставляют сотрудников очередной смены компании «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». В компании отечественным вертолетом довольны. «Хорошая машина, удобная, и компанию вполне устраивает. Еженедельно мы доставляем на платформу 22 человека. Нареканий на работу машины нет, и менять ее на иностранный аналог мы не намерены»,— говорит первый заместитель генерального директора, главный инженер «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти» Дмитрий Герасимов.

Правила безопасности

Большинство участников рынка, выбирая вертолетную технику и оператора для выполнения авиационных работ, ориентируются на рекомендации, прописанные в Руководстве по управлению воздушными судами IOGP 390 Международной ассоциации производителей нефти и газа. «Но техническим требованиям OGP не соответствует ни один вертолет российского производства, кроме нового типа Ми-38, и то из-за его максимальной взлетной массы не так уж много нефтяных платформ, способных его принять. Ми-38 весит больше 15 тонн, тогда как вертолеты самых распространенных тяжелых офшорных типов Airbus Helicopters EC225 Super Puma и Sikorsky S-92 весят не больше 12 тонн»,— говорит Алексей Виноградов, глава компании «UTAir Вертолетные услуги»

На мировых шельфовых месторождениях вертолеты российского производства используются редко. По данным компании «Вертолеты России», одну машину — модификацию популярной серии Ми-8/17 — использует для офшорных работ бразильская нефтегазовая компания Petrobras. Российские вертолеты также эксплуатируются вьетнамской нефтегазовой компанией SVC и индийской Pawan Hans. Но это скорее исключения: большинство зарубежных компаний предпочитают обслуживать офшорные месторождения с помощью вертолетов зарубежного производства. А требования к безопасности полетов как на российских, так и на зарубежных вертолетах эксплуатанты предъявляют одинаково жесткие. Для полетов используются только двухдвигательные воздушные суда, поскольку вертолет находится в воздухе несколько часов. Второй важный момент — это навигационное оснащение. За последние десять лет требования к нему ужесточились. Для офшорных полетов используют только вертолеты, оснащенные самописцами полетной информации, а также автоматической системой точного захода на посадку. У вертолетов для офшорных рейсов шире аварийные выходы, ярче световое оборудование в салонах. Забота о безопасности приводит к удорожанию машины. «Например, оборудование для вертолета Ми-8МТВ стоит $3-4 млн, и сам вертолет примерно столько же»,— говорит Александр Калачев.

Нефтяники повышают меры безопасности для полетов, а авиаторы предъявляют все новые требования к конфигурации буровых платформ. Так, управление гражданской авиации Великобритании выпустило документ CAP 437, в котором содержатся требования к безопасности полетов на нефтяные платформы в плохую погоду. Документ не рекомендует выполнять посадку на платформу при болтанке с вертикальной составляющей силы ветра с порывами до 1,75 м/с и выше при скорости встречного ветра до 25 м/с. В то же время канадское агентство Canada-Newfoundland and Labrador Offshore Petroleum Board, курирующее деятельность офшорных операторов в районе острова Ньюфаундленд, предписывает операторам устанавливать на свои машины инфракрасные системы ночного видения и системы автоматического управления вертолетом в режиме зависания над платформой.

Лететь по-итальянски

Пока одни российские компании увеличивают авиапарк за счет машин отечественного производства, НК «Роснефть» озаботилась локализацией производства итальянских средних вертолетов модели AW189 на совместном российско-итальянском предприятии на производственных мощностях подмосковного завода HeliVert — совместного холдинга, созданного «Вертолетами России» и AgustaWestland (дочерними структурами «Ростеха» и Finmeccanica). «Основным элементом реализации условий подписанного соглашения является обязательный уровень локализации производства вертолетов модели AW189 на территории России (не менее 50%). Реализация условий подписанных документов создаст мощный стимул для развития производства вертолетов в России, а также дополнительные рабочие места и позволит компании получить новые компетенции, необходимые для развития шельфовых проектов»,— заявили BG в пресс-службе НК «Роснефть».

Идею локализовать производство итальянских вертолетов поддержал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который объяснил необходимость открытия производства иностранных машин на территории России тем, что НК «Роснефть» и другим госкомпаниям предстоит вести работу на труднодоступных местах шельфовых месторождений, а машин нужной модификации в стране пока не производят. Глава компании «Роснефть» Игорь Сечин подчеркнул, что «реализация этой задачи невозможна без современной арктической и морской техники, нефтегазовых платформ, а также современной авиационной техники».

Необходимость создания производства в компании объясняли недостатком необходимых вертолетов для обслуживания будущих шельфовых месторождений. До 2025 года HeliVert планирует изготовить и поставить «Роснефти» 160 машин.

А пока на российско-итальянском совместном предприятии трудятся над выпуском новых машин, в России разрабатывают новые вертолеты для освоения шельфовых месторождений. Как сообщили BG в «Вертолетах России», предприятия этой компании работают над усовершенствованием существующих моделей вертолетов, необходимых для проведения офшорных работ. В октябре 2015 года «Вертолеты России» и «Роснефть» подписали соглашение о поставке двух вертолетов Ми-171 и двух вертолетов Ми-8АМТ, которые будут использоваться в интересах заказчика для освоения и обслуживания его шельфовых и материковых проектов. Ми-171 будут перевозить вахтовые бригады и грузы к объектам нефтегазодобычи на суше, а Ми-8АМТ задействуют в поисково-спасательных операциях и экстренной эвакуации персонала. Машины Ми-8АМТ будут усовершенствованы для работы в условиях Арктики. «Холдинг ведет переговоры с компаниями «Роснефть» и «Газпром» о создании новейших многоцелевых Ми-171А2 и Ми-38 в офшорных модификациях»,— сообщили в пресс-службе «Вертолетов России».

Российские предприятия и сейчас производят вертолеты, пригодные для работы на арктическом шельфе. Например, на прошлогодней нефтегазовой конференции «Нефтегазшельф-2015″ Казанский вертолетный завод признан лучшим предприятием—поставщиком продукции и услуг для нефтегазового шельфа в номинации «Офшорная авиация» в рамках десятой ежегодной конференции «Подряды на нефтегазовом шельфе». «Грузоподъемность, неприхотливость, возможность эксплуатации при высокой разнице температур делают эти вертолеты незаменимыми помощниками при организации работ. В зависимости от функционального назначения вертолетная техника может быть оборудована системами спасения и медицинской помощи, системой аварийной посадки на воду, различными комплексами авионики и видеонаблюдения, дополнительными опорами для посадки на мягкий грунт»,— заявили в пресс-службе «Вертолетов России».

По словам главы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, вертолетные программы очень зависят от стоимости барреля: «При нынешней цене на нефть освоение новых месторождений замерло, следовательно, и массовые закупки вертолетной техники для нефтегазового сектора пока не прогнозируются».

 

/kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru