Три вопроса об американском СПГ
На европейском рынке газа появился новый игрок — в пятницу начались поставки СПГ из США в Европу. Но «Газпром» не боится конкуренции и намерен удержать 30% поставок
В конце прошлой недели первый танкер со сжиженным природным газом (СПГ) объемом 98 тыс. т газа (около 133 млн куб. м) отправился из США (Луизиана) в Европу (первой об этом сообщила газета The Wall Street Journal). Судно под названием Creole Spirit должно прибыть к берегам Португалии 26 апреля. Поставщик — хьюстонская энергетическая компания Cheniere Energy, покупатель — португальская Galp Energia.
США начали экспортировать газ из северного побережья Мексиканского залива в феврале этого года. Тогда Cheniere Energy отправила первую партию газа в Бразилию. В портфеле компании еще ряд долгосрочных контрактов на поставку топлива: среди европейских клиентов Cheniere WSJ назвала BG Group, Royal Dutch Shell и Spain’s Gas Natural.
Угрожают ли поставки американского СПГ «Газпрому»?
Поставки природного газа из США могут «всколыхнуть европейский рынок, на котором давно доминирует Россия», и привести к ценовой войне с «Газпромом», — прогнозирует WSJ.
В краткосрочной перспективе старт поставок американского СПГ не ударит по позициям «Газпрома» в Европе, не соглашается заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По сравнению с потребностями европейского рынка объем поставок из Северной Америки пока слишком мал, объясняет он. Сейчас в США запущена только первая очередь СПГ-терминала Sabine мощностью 4,5 млн т в год (около 6 млрд куб. м). Из этого объема не весь газ идет в Европу — большая часть отправляется на рынки Азии и Латинской Америки, говорит эксперт. В течение 2016 года будут введены еще три очереди Sabine и общая мощность терминала увеличится до 18 млн т (около 24,5 млрд куб. м).
Для сравнения, «Газпром» в 2015 году поставил в Европу 158,6 млрд куб. м, увеличив объем поставок к 2014 году на 8,2%, говорил зампред правления монополии Александр Медведев в начале марта. Доля российской монополии на европейском рынке за прошлый год выросла с 30,2 до 31%, и это рекорд за последние десять лет.
Основные поставки «Газпрома» в 2015 году пришлись на Германию (45,3 млрд куб. м), Италию (24,4 млрд куб. м), Турцию (27 млрд куб. м) и Великобританию (11,1 млрд куб. м). С 1 января по 16 апреля 2016 года, по словам предправления «Газпрома» Алексея Миллера, экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье вырос на 22,6% (данных о том, какой объем пошел в Европу, концерн не предоставлял).
Вынудит ли конкуренция снижать цены на российский газ?
Пока объемы американского СПГ не играют существенной роли для ценообразования на рынке. Но до 2020 года США собираются ввести еще четыре терминала СПГ — Cove Point, Freeport, Cameron, Corpus Cristi. Их суммарная мощность (вместе с Sabine) составит 57,8 млн т в год (79 млрд куб. м). Всего к 2030 году объем мирового рынка СПГ вырастет в 1,8 раза, до 460 млн т (626 млрд куб. м) — такие данные приводил на СПГ-конгрессе в марте вице-президент по коммерческим вопросам Shell в России Дуглас Бакли. Европа тоже готовится к росту поставок СПГ: стратегия Еврокомиссии предусматривает, что каждая из европейских стран должна иметь собственные мощности для его хранения.
Конкуренция американского СПГ по цене с российским трубопроводным газом в будущем будет жесткой, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Стоимость поставок первого американского СПГ в Португалию не разглашается. Но по данным ценового агентства Argus, на которые ссылается WSJ, американский СПГ, поставляемый в Европу, может стоить сейчас примерно $4,3 за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ). Для сравнения: по данным МВФ, российский газ на границе с Германией в марте 2016 года стоил $4,09 за 1 млн БТЕ, указывает Корчемкин. По расчетам ФАС, цена реализации газа «Газпрома» за пределами СНГ в апреле составит $4,65 за 1 млн БТЕ.
Цены на СПГ и на трубопроводный газ сейчас снижаются, во многом повторяя траекторию цены на нефть полугодовой давности, отмечает старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. На спотовом рынке и в долгосрочных контрактах сейчас цена газа составляет около $4 за млн БТЕ, или $130–140 за 1 тыс. куб. м.
«Газпром» традиционно экспортировал в Европу газ по долгосрочным контрактам с привязкой по цене к корзине нефтепродуктов. С конца 2000-х цены в долгосрочных контрактах монополии начали превышать спотовые котировки, и европейские потребители один за другим стали добиваться от «Газпрома» пересмотра условий поставок. По данным прошлогоднего исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Института энергетических исследований РАН (ИЭИ РАН), с 2009 года по июль 2015 года «Газпром» 65 раз пересматривал контракты с 30 европейскими компаниями. Но к лету 2015 года цены в долгосрочных контрактах «Газпрома» практически сравнялись со спотовыми котировками из-за снижения цен на нефть, говорилось в исследовании.
По данным на июнь 2015 года, добиваться пересмотра цены продолжали восемь европейских клиентов «Газпрома». С тех пор как минимум с двумя из них — немецкой E.On и французской Engie — концерн договорился о внесудебном решении спора.
Усиление конкуренции со стороны поставщиков СПГ в Европу в сложившихся условиях вряд ли вынудит «Газпром» демпинговать, считает Белова. Концерн неохотно идет на изменение формулы цены в своих контрактах, снижая цены только путем предоставления скидок конкретным покупателям, отмечает она.
Но отмена этих скидок в случае изменения экономической ситуации чревата новыми судебными разбирательствами с покупателями, говорит аналитик, напоминая о недавнем споре «Газпрома» с турецкими импортерами.
Старт поставок американского СПГ в Европу не угрожает позиции «Газпрома» на европейском рынке, утверждает его официальный представитель Сергей Куприянов. «Мы работаем по контрактам, а не по американской прессе. Наши цены конкурентоспособны на европейском рынке», — подчеркивает он.
С кем еще конкурирует «Газпром» в Европе?
Потребление газа в Европе, по прогнозам «Газпрома», может вырасти с 510,8 млрд куб. м в 2015 году до 556 млрд куб. м в 2020 году. Но с ростом спроса растет и число конкурентов российского газа в Европе. Кроме России крупнейшими поставщиками газа в ЕС сейчас являются Норвегия (124,2 млрд куб. м в год), Великобритания (44 млрд куб. м), Катар (27 млрд куб. м), в разной стадии готовности — трубопроводные проекты из Ирана, Туркмении и Азербайджана.
В Западной Европе конкуренцию «Газпрому» также могут составлять поставщики СПГ из Северной Африки, Ближнего Востока и США, отмечалось в исследовании ВШЭ. Но по мере продвижения с запада на восток Европы конкурентоспособность российского газа возрастает, а цены на топливо из Северной Африки и Северной Америки, напротив, растут.
«У России есть фантастическое преимущество для поставок газа в Европу: много газовых месторождений, конкурентоспособная цена на газ и огромная инфраструктура для поставок этого газа в Европу», — говорил в недавнем интервью РБК главный экономист BP Спенсер Дейл. По его прогнозу, в ближайшие 20 лет, несмотря на возрастающую конкуренцию, доля российского газа в ЕС сохранится на уровне 30%. Сам «Газпром», как следует из февральской презентации монополии, также собирается до 2035 года оставить за собой больше 30% европейского рынка.
Тем не менее нельзя сбрасывать со счетов обеспокоенность Европы по поводу слишком сильной зависимости от одного поставщика, предупреждает Дейл. Рост рынка СПГ, по его словам, означает, что в случае чего у европейских потребителей возникает больше возможностей частично заместить российский газ.
Какие СПГ-проекты реализуются или планируются в России
«Сахалин-2»
«Сахалин-2» — пока единственный в России действующий проект (с 2009 года) по производству сжиженного природного газа (СПГ). В рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа. Оператор проекта — «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», акционеры Sakhalin Energy — ОАО «Газпром» (50% плюс одна акция), концерн Shell (27,5% минус одна акция), группа компаний Mitsui (12,5%), группа компаний Mitsubishi (10% акций). В 2014 году «Сахалин-2» произвел 10,8 млн т СПГ (эквивалент 14,9 млрд куб. м), который затем транспортировали в Японию, Корею, Китай, Тайвань и Таиланд судами покупателей и танкерами-газовозами, зафрахтованными компанией.
«Ямал СПГ»
На 2017 год запланировано начало производства СПГ в рамках проекта «Ямал СПГ». Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн т в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на северо-востоке полуострова Ямал. Вероятные запасы газа месторождения по стандартам PRMS (Petroleum Resources Management System, Стандарт оценки и управления запасами углеводородов в недрах) оцениваются в 926 млрд куб. м. Оператор проекта и владелец всех активов — ОАО «Ямал СПГ», совместное предприятие НОВАТЭКа (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и китайского фонда «Шелкового пути» (9,9%). Общая сумма инвестиций в проект оценивается в $27 млрд.
«Арктик СПГ-2»
Другой проект НОВАТЭКа на базе Салмановского месторождения на Гыданском полуострове разрабатывает «дочка» компании — «Арктик СПГ-2». Мощность завода может составить также 16,5 млн т, сроки строительства — 2022–2024 годы. Доказанные запасы Салмановского месторождения по классификации SEC на начало 2014 года оценивались в 235,2 млрд куб. м газа, по российской — в 1,2 трлн куб. м газа.
«Балтийский СПГ»
«Балтийский СПГ» — проект «Газпрома» по строительству СПГ-завода в Усть-Луге в Ленинградской области. Мощность завода составит до 10 млн т в год с возможностью расширения до 15 млн т в год. Изначально «Газпром» планировал запустить проект к 2018 году. Как писали «РИА Новости» летом 2015 года, первые отгрузки СПГ в рамках проекта были запланированы на четвертый квартал 2020 года, а в феврале 2016 года «Ведомости» сообщили о том, что завод могут запустить в 2021 году. Стоимость проекта, по данным «Ведомостей», осенью 2014 года оценивалась в $10 млрд.
«Владивосток СПГ»
В начале февраля стало известно о том, что «Газпром» отложил реализацию другого своего проекта — «Владивосток СПГ», который планировалось запустить в 2018 году. Проект «Владивосток СПГ» находится в инвестиционной стадии с февраля 2013 года. Предполагалось, что в районе Владивостока будет построен завод по производству СПГ мощностью 10 млн т в год с возможностью дальнейшего расширения. Стоимость строительства первых двух очередей завода оценивалась на 2012 год в 220 млрд руб.
«Дальневосточный СПГ»
В сентябре 2015 года издание Reuters сообщило о том, что «Роснефть» откладывает срок запуска завода «Дальневосточный СПГ» на период после 2020 года. Работы над проектом компания начала в 2013 году. Предполагалось, что проектная мощность первой очереди завода, который может быть построен на Сахалине близ поселка Ильинский, составит 5 млн т в год, в будущем мощности завода могут быть увеличены. По первоначальному плану завод должен был начать работу в 2018–2019 годах, используя в качестве сырья собственные запасы «Роснефти» в регионе, а также запасы консорциума «Сахалин-1», в котором 20% принадлежит «дочкам» «Роснефти», а еще 30% — «дочке» компании ExxonMobil, являющейся партнером «Роснефти» в проекте «Дальневосточный СПГ». В октябре 2015 года стало известно о том, что «Роснефть» выбирает площадку для строительства завода в рамках проекта между Сахалинской областью и портом Де-Кастри, расположенным в Хабаровском крае.
«Печора СПГ»
Другой проект «Роснефти» — «Печора СПГ», предполагающий разработку двух месторождений Ненецкого автономного округа: Кумжинского и Коровинского. В октябре 2015 года технический директор ООО «Печора СПГ» Виктор Окороков озвучивал, что рассматривается два варианта строительства завода СПГ — мощностью 4 млн т или 8 млн т в год с инвестициями от $5,5 млрд до $12,5 млрд. Как сообщал в марте 2016 года ИТАР-ТАСС, «Роснефть» инвестировала в проект 7,5 млрд руб. «РН-Печора СПГ» принадлежит структуре «Роснефти» «РН-Газ» (50,1%) и Si Eich Gaz Pitii.Ltd (подконтрольна Alltech).