Логистика и безопасность. Технологии по обеспечению материально-технического снабжения, аварийной эвакуации и поисково-спасательных работ в условиях Арктики.
Технологии по обеспечению материально-технического снабжения, аварийной эвакуации и поисково-спасательных работ в условиях Арктики. Морские перевозки грузов для снабжения расположенных на побережье населённых пунктов на Крайнем Севере, а также нефтяных и газовых проектов, реализуемых на шельфе в арктических условиях, осуществляются в течение летнего сезона открытой воды в течение уже нескольких десятилетий. Актуальной проблемой, требующей решения сегодня, является проведение транспортных операций в ледовых условиях.
Эксперты отмечают: при планировании будущих операций по логистическому обеспечению работы морских платформ необходимо учитывать присутствие льда, что накладывает дополнительные ограничения на использование транспортных средств. Для оценки эффективности выбора возможных режимов, маршрутов и инфраструктурных решений транспортировки в ледовых условиях требуется достоверная и точная информация. Необходимо определить потенциальное влияние таких перевозок на экологию, традиционное использование ресурсов, историческое и культурное наследие, экономические и социальные условия жизни населения этих территорий.
Сочетание суровых климатических условий, короткий сезон открытой воды, удалённость от развитой инфраструктуры, ограниченный доступ на рынки, необходимость создания специального оборудования, пристальное внимание мировой общественности к освоению Арктики – все эти факторы имеют определяющее значение при решении задач материально-технического обеспечения морских нефтегазовых проектов на Крайнем Севере. Особое внимание компаниям нужно уделить влиянию выбросов азотных и серных соединений, а также углекислого газа на хрупкую окружающую среду региона. Важным фактором является и шумовое загрязнение, создаваемое судами. Поэтому при разработке концепции морской транспортировки необходимо учитывать соответствие проектных условий самым строгим требованиям по их сокращению.
Ни одна технология сама по себе не сможет обеспечить всего многообразия логистических услуг в рамках эксплуатации морских платформ в различных погодных условиях. Для выполнения всех этих разнообразных требований необходимо наличие целого ряда логистических инструментов. В настоящее время в этой области можно отметить несколько инновационных решений, среди которых ледоколы, способные раскалывать лёд не только во время прямого, но и обратного хода; судно на воздушной подушке с повышенной высотой; транспортные средства, предназначенные для работы на мелководье для контроля за ледовой обстановкой; а также плавучие склады.
Аварийная эвакуация и поисково-спасательные работы приобретают особое значение в суровом климате Арктики. Применение традиционных методов спасения на открытой воде в этом регионе в значительной степени ограниченно ледовыми условиями. Требуется создание принципиально новых решений. В результате проведённых испытаний исследователи сделали вывод о необходимости использования в ледовых условиях как минимум двух независимых средств эвакуации.
Наиболее перспективными считаются три типа эвакуационных судов: суда на воздушной подушке (СВП), вездеходы-амфибии на гусеничном ходу и ледостойкие спасательные шлюпки. СВП используются уже несколько десятилетий в самых различных условиях, включая ледовые. Однако суда на воздушной подушке «в стандартной комплектации» не могут соответствовать высоким эксплуатационным требованиям к работе в ледовых условиях. Необходимы дальнейшие исследования с целью определения конкретных модификаций СВП для эксплуатации этого вида транспорта в качестве судна поддержки платформы, расположенной вдали от берега.
ARKTOS Escape Craft® – специализированный эвакуационный вездеход, предназначенный для работы в условиях берегового льда. ARKTOS обладает способностью маневрировать среди ледовых валунов и в переходной зоне лёд/вода, при этом он может перевозить до 52 пассажиров. В настоящее время такой вездеход работает в рамках проектов Ностар и Оогурук на шельфе северного побережья Аляски, а также в более мягких ледовых условиях в северной части Каспийского моря.
На стадии разработки прототипа находится создание ледостойкой спасательной шлюпки. Цель, стоящая перед конструкторами, заключается в снижении риска повреждения или потери транспортного средства из-за столкновений со льдами во время эвакуации персонала с морских объектов или судов, находящихся в покрытой льдом воде. Особая форма такой шлюпки позволит ей избежать столкновений с высокой надводной частью плавучих глыб льда, а ледостойкий композитный корпус выдержать ледовые нагрузки.