РФ ищет потепления в Арктике
9 декабря 2015 г., Ангелина Давыдова, Коммерсант
Вчера в Париже в рамках климатической конференции по климату глава Минприроды Сергей Донской заявил о намерении РФ активизировать работу в рамках Арктического совета, председательство в котором перешло несколько месяцев назад США. В частности, РФ готова выделить $200 млн при условии размораживания финансирования российских проектов со стороны Глобального экологического фонда на сумму порядка $24 млн. Эксперты полагают, что РФ таким образом пытается в целом наладить сотрудничество с Западом на почве нейтральных тем, таких как экология или климат.
Вчера в Париже на конференции ООН по климату в рамках заседания коалиции «Климат и чистый воздух» глава Минприроды Сергей Донской рассказывал о планах РФ по сокращению выбросов сажи и метана в российском секторе Арктики, борьбе с лесными пожарами и сельскохозяйственными палами. По словам министра, Россия подготовила и первый национальный доклад по инвентаризации выбросов черного углерода и метана в российском секторе Арктики, который был представлен в сентябре в Арктическом совете.
Господин Донской подтвердил намерение продолжать работу в совете, председательство в котором в апреле 2015 года, напомним, на два года перешло к США. «В период председательства США в Арктическом совете мы надеемся на запуск масштабной программы “Арктическая повестка-2020” под эгидой программы окружающей среды ООН (ЮНЕП), которая включает в себя шесть различных российских проектов, в том числе по передаче низкоуглеродных технологий и энергоэффективности — после ее одобрения Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), в котором зарезервировано $24 млн в качестве софинансирования, Россия планирует выделить более $200 млн»,— заявил министр.
Глобальный экологический фонд — международная финансовая организация, деятельность которой реализуется через ряд исполнительных агентств, включая программу развития ООН, программу по окружающей среде ООН, Всемирный банк и WWF Inc. Фонд предоставляет финансирование для крупных экологических проектов в различных странах мира. Прошлым летом РФ внесла в него $15 млн в качестве первого взноса, однако уже осенью стало ясно, что средства, выделенные ГЭФ на проекты в РФ, были неформально заморожены в связи с международными санкциями. «Формально ГЭФ не имеет отношения к санкциям, однако, по неофициальной информации, США ультимативно заявили руководству фонда, что отзовут свое софинансирование всех проектов в мире в случае, если фонд будет финансировать проекты в РФ»,— рассказал “Ъ” руководитель программы «Климат и энергетика» «WWF-Россия» Алексей Кокорин. По словам эксперта, это решение коснулось даже согласованных проектов — так, был «подвешен» проект WWF России и Минприроды по сохранению крупных кошачьих в РФ, а также российский социальный проект по поддержке арктических коренных народов.
В числе замороженных проектов оказалась и «Арктическая повестка-2020», о которой на конференции в Париже рассказывал глава Минприроды Сергей Донской. Как пояснил “Ъ” директор департамента международного сотрудничества ведомства Нуритдин Инамов, в их числе проект в области снижения энергопотребления на предприятиях Крайнего Севера, разработанный ЕБРР (банк также временно приостановил финансирование проектов в РФ) с Минэнерго и Минприроды, проект сохранения биоразнообразия путем защиты мест гнездования и остановки птиц в Арктическом регионе, проект улучшения экологической обстановки северных рек, проект в области адаптации к изменению климата в Арктическом регионе, а также проект создания финансового механизма для ликвидации накопленного экологического ущерба (изначально поддерживаемый Всемирным банком). По словам господина Инамова, предполагалось, что $200 млн обещанного РФ финансирования должны были быть выделены не из федерального бюджета, а из «прочих российских источников», в том числе средств регионов и государственно-частных партнерств.
Представители Минприроды надеются, что именно в Париже удастся сдвинуть решение вопроса о запуске экологических проектов в Арктическом регионе «с использованием средств ГЭФ» и софинансированием со стороны российских участников. РФ собирается активизировать свою работу в Арктическом совете. «На фоне определенного “оттаивания” геополитических взаимоотношений между РФ и США нужно срочно убрать ряд ограничений, которые формально санкциями не являются»,— предполагает Алексей Кокорин.
По данным “Ъ”, вопрос разблокирования экологического финансирования ГЭФ на проекты в РФ не раз поднимался российскими властями на международных встречах. «Климатический саммит — это возможность восстановить отношения между РФ и Западом на климатическом, экологическом, но также и потенциально других треках»,— говорит господин Инамов. «Экологическая повестка дня создает общность проблем, с которыми сталкиваются все государства, независимо от экономического и политического статуса, и платформу для взаимодействия, в наименьшей степени подверженной политической конъюнктуре»,— уверен он. Эту точку зрения поддерживает и Георгий Сафонов из Высшей школы экономики, также наблюдающий за климатическими переговорами в Париже. «Возможно, совместные климатические проекты — наиболее актуальное сегодня направление сотрудничества для России и Запада»,— полагает эксперт.