«Регулярные исследования позволяют оценивать динамику обстановки в Арктике в сфере экологии, гидрометеорологии и океанологии»

south_174-175_pics_south_174_032

Директор Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Минприроды России Глеб Ватлецов рассказал о научных перспективах исследования Арктики и первых результатах работы сезонной дрейфующей станции «Северный полюс-2015».

В августе закончила свою работу дрейфующая станция «Северный полюс — 2015». Расскажите, пожалуйста, что представляет собой станция и с какой целью она создавалась?

Дрейфующая станция «Северный полюс» — это продолжение регулярных научных экспедиций в Арктику, которые имеют длинную историю, начиная с первой в 1937 году. Инициатором проведения подобных экспедиций являются Минприроды России и Росгидромет. Все этапы нынешнего проекта, начиная от концепции, поиска средств для финансирования экспедиции и заканчивая формированием научной программы «СП — 2015», рассматривались на специальных совещаниях у Министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского.

«СП — 2015» — это сезонная дрейфующая станция срок «жизни» которой определяется прочностью льда и погодными условиями. Лагерь учёных размещается на льдине, в непосредственной близости от Северного полюса — оттуда начинается автономный дрейф. Быт учёных организован таким образом, чтобы после окончания работы станции все жилые и технические конструкции можно было оперативно собрать и увезти, оставив после себя абсолютно чистую территорию.

Какие научные исследования проводились в этом году?

Станция занимается комплексными научными исследованиями и мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды в высоких широтах. Природные процессы, происходящие в Арктике с одной стороны оказывают влияние на климат всей планеты, а с другой — являются индикаторами происходящих климатических изменений. Наблюдать всё это в непосредственной близости — это уникальная возможность для исследователей. Регулярные исследования позволяют оценивать динамику обстановки в Арктике в сфере экологии, гидрометеорологии и океанологии.

Есть программа, в соответствии с которой перед учёными были поставлены конкретные задачи. По завершении научного дрейфа все проведённые полевые работы пройдут окончательную интерпретацию, обработку с точки зрения многолетней динамики, и к концу года будут сделаны научные выводы по динамике процессов в различных областях: анализ биоразнообразия, климатических изменений в разных средах на маршрутах дрейфа, морских течений, гляциологических характеристик льда, динамики изменения ледового покрова в океане. Это основные направления работы учёных, которые занимались исследованиями в рамках нынешней экспедиции «Северный полюс-2015».

Сколько человек работало в этом году на станции? Были ли среди них представители других стран?

Всего в дрейфе принимало участие 17 человек, из которых 11 — это учёные из различных областей науки, из различных научных институтов. В первый месяц работы «СП — 2015», когда станция еще не вошла в режим автономного дрейфа, на льдину действительно приезжали учёные и исследователи из других стран — но на кратковременный период. В автономном дрейфе «СП — 2015» из «иностранцев» участвовал только один исследователь из Белоруссии.

В следующем году планируется открыть дрейфующую станцию? Будут ли такие экспедиции носить регулярный характер?

Они уже проводятся довольно регулярно. Нынешняя станция «СП» по счету уже 41-я, предыдущая закончила свою работу летом 2013 года. Конечно, есть желание проводить эти исследования ежегодно, но пока этот вопрос напрямую связан с безопасностью проведения работ. Решение о создании дрейфующей экспедиции принимается каждый раз исходя из ледовой обстановки. Не всегда можно обеспечить гарантированное безопасное проведение полноценной экспедиции, потому что иногда бывает очень короткий период безопасного льда, а делать экспедицию на полмесяца или на месяц — это слишком дорогое удовольствие. Поэтому, безусловно, перспектива организовать в следующем году новую «СП» есть, но решение всё-таки будет приниматься после подведения итогов экспедиции этого года.

Станция «Северный полюс — 2015» была сезонной. Будут ли в будущем создаваться арктические станции, работающие круглый год?

Если говорить об арктической зоне Российской Федерации, то, безусловно, у нас есть станции, которые ведут постоянные наблюдения. Однако все они находятся на материковых или островных частях арктической зоны и, соответственно, работают в стационарном режиме. В то же время, Минприроды России активно выступает за строительство самодвижущихся платформ с возможностью — с точки зрения безопасности и комфорта — постоянного использования. Это следующий эволюционный шаг программы комплексных исследований в условиях полярных широт. Строится судно, вмораживается в льдину, и, после того, как лёд растаял, оно самостоятельно и безопасно уходит к месту приписки. «Пилотный» проект такого судна Министерство предлагает осуществить в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Однако пока окончательное решение о финансировании самодвижущейся платформы находится на согласовании.

Что помимо создания дрейфующих станций Минприроды планирует предпринимать для организации научной работы в Арктике?

В настоящее время в России ведутся научные арктические исследования. Так, у Росгидромета есть Арктический и Антарктический институт в Санкт-Петербурге, исследования ведутся Кольским научным центром, Российской академией наук, Северо-Западным управлением гидрометеорологической службы, которая занимается мониторингом обстановки в арктической зоне. Вся предыдущая научная работа финансировалась за счёт средств федеральной целевой программы «Мировой океан», которая закончилась в 2013 году. В настоящее время правительством утверждена концепция новой ФЦП «Мировой океан» на 2016-2031 годы. При этом текущие арктические исследования, конечно, ведутся, но, на наш взгляд, не в оптимальном объёме из-за ряда нерешённых вопросов по финансированию.

Так, сейчас перед Минприроды стоит задача по созданию российского научного центра на Шпицбергене, в городе Баренцбург. Центр призван стать базой для постоянно действующей арктической экспедиции, с огромными возможностями для сотрудничества. Исследования, которые сегодня ведутся по линии различных ведомств (а среди них и Минприроды, и РАН, и Росгидромет, и Роснедра, и многие другие), были бы скоординированы, работа стала бы более эффективной с точки зрения распределения усилий. В то же время, создание арктического научного центра никаким негативным образом не скажется на продолжении исследований в рамках дрейфующих станций. Это совершенно отдельная задача и направление для нашей научной работы в Арктике.

Когда может быть открыт российский научный центр в Баренцбурге?

Мы надеемся, что он заработает со следующего года. Для его организации требуется финансирование. Министерство уже направило заявку в размере 112 млн рублей — эти средства нужны для обеспечения логистики, на содержание материально-технической базы, для зарплат постоянным сотрудникам центра. Мы заинтересованы в том, чтобы те учёные, которые туда приедут, могли работать с комфортом, а условия их жизни соответствовали современным требованиям. За счёт федеральной целевой программы «Мировой океан» для центра уже было закуплено высокотехнологичное оборудование, в том числе и российского производства. Самое главное сейчас — запустить его в работу, чтобы российский научный центр на Шпицбергене уже со следующего года начал работать в полную силу. Мы надеемся, что вопрос по его финансированию будет решён до конца 2015 года.

/Пресс-служба Минприроды РФ/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru