Три метра льда под килем

16 апреля 2015 г., Юрий Когтев, Коммерсант.

Перспективы развития перевозок углеводородов по Севморпути связаны не только с дальнейшим освоением месторождений Ямала и Гыданского полуострова, но и локализацией в России специального оборудования. В рамках «Ямал СПГ» сделать это в полной мере не удалось. В рамках Гыданского проекта НОВАТЭК планирует развить это направление.

6vEU1qfapHADcWBmERw5f822vdZ2Ui_x660

Проект «Ямал СПГ», участниками которого являются НОВАТЭК (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%), находится в стадии активной реализации в течение последних двух лет. Это один из наиболее капиталоемких проектов в российской нефтегазовой отрасли: его общий бюджет составит не менее $27 млрд.

KMO_121703_00892_1_t218_235305_x660

Грузовая повинность

Минувший год оказался непростым в истории Северного морского пути (СМП) – главной судоходной магистрали, соединяющей европейские и азиатские порты России и проходящей по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов. Если в предыдущие годы объемы перевозки грузов по этому маршруту росли быстрыми темпами, то в 2014 году случилась заминка: по данным ФГКУ «Администрация Севморпути», прирост грузопотоков по сравнению с 2013 годом составил лишь 2%. И резко упали объемы транзитного судоходства: с 1,18 млн тонн в 2013 году до 274 тыс. тонн в 2014 году, или более чем в четыре раза. Основной вклад в поддержание грузопотоков по СМП на стабильном уровне внес проект «Ямал СПГ». Если в 2013 году поставки материалов и оборудования для этого проекта в порт Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря, не превысили 400 тыс. тонн, то в прошлом году таких грузов прибыло почти в три раза больше – 1,13 млн тонн (по данным НОВАТЭКа – более 2 млн тонн, включая речную навигацию). В нынешнем году Сабетта должна принять уже 3 млн тонн грузов, из них более 2 млн тонн – по СМП. Проект «Ямал СПГ», рассчитанный на ежегодное производство 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и 1,2 млн тонн газового конденсата, вступил в активную фазу реализации. В 2015 году Сабетта примет суда с модульными конструкциями для завода по сжижению газа, элементами резервуаров для хранения СПГ, а также буровым и прочим оборудованием, необходимым для добычи газа на гигантском Южно-Тамбейском месторождении. По данным НОВАТЭКа, строительство объектов ведется, несмотря на кризис, в строгом соответствии с графиком, что позволяет надеяться на отгрузку первой партии СПГ уже в 2017 году. Гендиректор «Ямал СПГ» Евгений Кот отмечает, что текущая готовность завода СПГ достигла 25%, к концу года она составит 45%. После того как в строй будут введены все три очереди, что случится в 2019 году, «Ямал СПГ» выйдет на проектную мощность и станет якорным пользователем СМП, что облегчит использование магистрали и другими отправителями.

Госкредит на доверии

На конец 2014 года затраты по проекту, в том числе на заказ оборудования с длительными сроками изготовления, достигли примерно $8 млрд. Бюджет на 2015 год планировался примерно в таком же объеме, но в результате снижения курса рубля сократился до $7 млрд, так как значительная часть капвложений проекта осуществляется в рублях.

Государство предоставило «Ямал СПГ» налоговые льготы, более того, взяло на себя немалые расходы по обустройству той части инфраструктуры, которая по законодательству может относиться исключительно к федеральной собственности. К такой категории причисляются, в частности, акватория порта, ледозащитные сооружения, каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения. Планируется, что все инвестиции государство вернет за счет уплаты канальных, портовых и прочих сборов.

«Ямал СПГ» на собственные средства построил в Сабетте аэропорт, способный принимать все типы воздушных судов.

Один из основных акционеров НОВАТЭКа, Геннадий Тимченко, в декабре 2014 года заявил, что «Ямал СПГ» окажется прибыльным при цене нефти не ниже $10 за баррель. «У нас себестоимость добычи низкая», – пояснил он журналистам. Тем не менее, несмотря на устойчивость к изменению цен, проект долго не мог привлечь кредитное финансирование, что объясняется введением финансовых санкций против НОВАТЭКа, а также включением в санкционный список США самого господина Тимченко.

Задержки с привлечением кредитов привели к тому, что НОВАТЭК был вынужден обратиться за финансированием из Фонда национального благосостояния. В октябре прошлого года правительство сочло проект стратегически важным для России и приняло решение предоставить на его осуществление 150 млрд руб. Из них первый транш в размере 75 млрд руб. был выделен в феврале, второй последует до июля. Оказывая частным акционерам столь мощную поддержку, правительство, очевидно, рассчитывает получить весьма существенные выгоды.

Стратегическая важность проекта заключается в том, что Россия увеличит долю на мировом рынке СПГ, будет наработан опыт работы в Арктике. «Ямал СПГ» позволит загрузить Северный морской путь поставками в объеме 17,7 млн тонн жидких углеводородов в год, что оправдывает строительство новых мощных ледоколов, портов, береговой инфраструктуры, необходимой для исправного функционирования арктического маршрута. Без этих объемов государственные структуры пытались бы еще долго, но, скорее всего, безуспешно создать условия для привлечения российских и зарубежных грузоотправителей к массовой проводке судов по СМП.

Ледокольная вахта

Для того чтобы этот прогноз начал сбываться, необходимо выполнение нескольких условий. Наибольшая проблема в использовании СМП – короткий период навигации, составляющий от двух до четырех месяцев в течение года. Все остальное время акватория покрыта льдом толщиной до 3 м и более. Расширить период навигации и снизить неопределенность в сроках доставки грузов по арктическому маршруту планируется за счет использования танкеров усиленного ледового класса.

В рамках «Ямал СПГ» предполагается использование 15 газовозов класса Arc7 дедвейтом 80 тыс. тонн каждый, способных самостоятельно пробивать путь во льдах толщиной до 2,1 м. В марте на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) в Южной Корее состоялась закладка киля первого такого судна, его стоимость составила $367 млн. А в январе сингапурская «дочка» «Ямал СПГ» Yamal Trade предоставила DSME финансовые гарантии на строительство еще пяти танкеров такого же класса.

В тех случаях, когда и такой мощности окажется недостаточно, на помощь придут атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот», в том числе новой серии ЛК-60Я (проект 22220), способные справиться с ледяной толщей до 2,8-2,9 м. Первый такой ледокол заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в ноябре 2013 года и по планам должен быть спущен на воду в 2017 году. Одновременно ведется разработка еще более мощного ледокола серии ЛК-110Я, который будет способен проводить суда при толщине льда до 3,7 м, что позволит обеспечить круглогодичную эксплуатацию СМП. Завершение проектных работ намечено на 2016 год.

Использование ледоколов – дело дорогостоящее, поэтому чем выше окажется уровень трафика, тем ниже затраты судовладельцев и, соответственно, выше конкурентоспособность СМП. Загрузку маршрута в дополнение к «Ямал СПГ» обеспечат еще несколько крупных проектов в арктических регионах. Так, в 400 км к югу от Сабетты на мысе Каменный, также на восточном берегу Ямала, «Газпром нефть» ведет строительство комплекса по перевалке нефти, который должен войти в строй в 2016 году. Мощность терминала составит 8,5 млн тонн нефти, добываемой на Новопортовском месторождении, и «Газпром нефть» также рассчитывает на круглогодичную загрузку танкеров.

Сабетта – ворота Севморпути

Еще 3 млн тонн нефти в год поставит с мыса Таналау в устье Енисея компания «Пайяха», приобретенная в 2013 году Независимой нефтегазовой компанией Эдуарда Худайнатова. Сырье будет добываться на Пайяхском и Северо-Пайяхском месторождениях, расположенных на Таймырском полуострове. Кроме того, танкеры с нефтью отправляют по арктическим морям «Газпром нефть» с Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря (до 6,5 млн тонн в год), а также ЛУКОЙЛ и «Башнефть» с терминала Варандей в Ненецком автономном округе (до 8,5 млн тонн в год), хотя эти поставки идут преимущественно в Европу.

Перспективы развития перевозок углеводородов по СМП связаны с дальнейшим освоением месторождений Ямала и Гыданского полуострова. Структуры НОВАТЭКа уже получили в феврале лицензии на экспорт СПГ, который будет производиться из газа, добываемого на Геофизическом и Салмановском месторождениях, а также Северо-Обском лицензионном участке. Есть проекты в этом регионе у «Газпрома» (Приямальский шельф, Тамбейская промышленная зона) и «Роснефти» (месторождение «Победа» на шельфе Карского моря и др.).

Руководство Ямало-Ненецкого округа уверено, что одним из основных факторов расширения СМП должна стать загрузка порта Сабетта потоками из других регионов страны, что возможно в случае строительства железнодорожной ветки Бованенково—Сабетта. Как полагает губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, в таком случае «товары со всей страны получат выход на мировой рынок через многофункциональный порт Сабетта». Инициатором подготовки проекта арктической трассы длиной в 180 км выступает региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал».

В НОВАТЭКе такое развитие событий считают вполне вероятным. «Причалы грузового порта рассчитаны на потребность проекта «Ямал СПГ» в завозе строительных грузов и оборудования, – говорит Евгений Кот. – Когда строительство закончится, эти мощности могут быть использованы для других целей. В целом реализация проекта создает экономические основания для развития инфраструктуры Севморпути, включая систему навигации судов, модернизацию ледокольного флота, промеры глубин и прокладку новых маршрутов. Все это обеспечивает безопасность мореходства по Севморпути, гарантированное время прохождения маршрута, что, в свою очередь, способствует росту грузопотока и привлекательности маршрута для всех перевозчиков и грузов».

Новая локализация

Еще одна стратегическая задача проекта – локализация в России производства оборудования для сжижения природного газа. В рамках «Ямал СПГ» сделать это в полной мере не удалось. Из общего бюджета в $27 млрд примерно $19-20 млрд приходится на завод СПГ и технологии сжижения, и эти деньги получат преимущественно зарубежные партнеры. Российским подрядчикам достаются заказы в основном на строительные работы, бурение скважин, прокладку коммуникаций, хотя уже в рамках «Ямал СПГ» на предприятии ООО «Кливер», г. Калининград, будет изготовлен модуль весом более 800 тонн, используемый при возведении резервуаров для хранения СПГ.

Но в рамках Гыданского проекта НОВАТЭК планирует постепенно переходить к внутрироссийскому производству оборудования. Леонид Михельсон, глава НОВАТЭКа, сообщил «Ъ», что зарубежные партнеры «готовы создавать СП по производству оборудования» и что «идет работа с General Electric, с производителями криогенных аппаратов, турбин, чтобы максимально, на 90%, разместить в России все эти сложные позиции, которые сегодня полностью закупаются за рубежом».

Осуществить эти планы будет непросто. Так, сегодня российская промышленность не располагает цехами для производства модулей тоннажем от 1 тыс. до 6 тыс. тонн, указывают в НОВАТЭКе. А главное, доставлять такие модули можно только морским транспортом, в то время как наши традиционные промышленно развитые регионы, в которых технически возможно организовать производство подобных конструкций, расположены в глубине континента. В связи с этим НОВАТЭК в настоящее время с учетом опыта «Ямал СПГ» рассматривает возможность создания нового производства в Мурманской области в районе поселка Белокаменка.

«Новое предприятие обеспечит возможность производства морских платформ, железобетонных оснований гравитационного типа, технологических СПГ-модулей, а также их последующую удобную транспортировку до мест добычи, – поясняют в компании. – Реализация этой идеи предусматривает участие российских и зарубежных компаний, привлечение иностранных инвестиций в страну и локализацию высокотехнологичного производства. При этом НОВАТЭК может обеспечить гарантированный объем загрузки предприятия, выступив в качестве заказчика железобетонных оснований и технологических модулей для освоения своих месторождений на полуострове Гыдан.

Sevmorput_2013-2014_Table

/http://www.kommersant.ru/doc/2704192/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru