О чем следует помнить, когда мы говорим об Арктике?
Арктический регион остается замороженным сокровищем, за которым охотятся все страны. В России об Арктике принято вспоминать в контексте добычи нефти. В действительности круг вопросов, связанных с Арктикой, значительно шире: изменение климата, сохранение естественной среды обитания, защита коренного населения. Как долго мы еще будем игнорировать эти наболевшие проблемы? Своим мнением на этот счет с РСМД поделился профессор Винсент Ф. Галуччи, директор Канадского центра арктических исследований Вашингтонского университета в Сиэтле, эксперт в области рыбных ресурсов и политики рыбного промысла.
В апреле 2015 г. председательство в Арктическом совете перейдет к США. С какими основными трудностями могут столкнуться Соединенные Штаты в рамках предстоящей повестки дня? Как они планируют осуществлять программу борьбы с изменением климата в Арктике?
США считают изменение климата серьезной проблемой, затрагивающей как Арктику, так и другие регионы. До недавнего времени Вашингтон действительно не уделял арктическим проблемам должного внимания, поскольку Конгресс США до сих пор не ратифицировал Конвенцию ООН по морскому праву. Именно Конвенция представляет собой реальный инструмент регулирования деятельности Арктического совета, по крайней мере, той ее части, которая связана с морем. Вопросы суши и материковой территории – это отдельный предмет регулирования. Тем не менее изменение климата делает данную Конвенцию все более актуальной.
Определенная сложность связана с тем, что США владеют сравнительно небольшой частью Арктики, которая не относится к территории Северного Ледовитого океана, в отличие от земель, принадлежащих Канаде и России. При этом в качестве председателя Арктического совета США будут нести ответственность за деятельность всего циркумполярного сообщества. С национальной точки зрения для Америки наибольшую актуальность представляет проблема Берингова пролива. Это относительно узкое водное пространство, разделяющее наши страны. Думаю, что в будущем пролив не сможет обеспечивать необходимую интенсивность судоходства между Атлантическим и Тихим океанами. Судно, прошедшее через Берингов пролив в западном направлении, по сути, не попадает непосредственно в Тихий океан, а оказывается в огромной акватории Берингового моря, расположенного в северной части Тихого океана. На мой взгляд, это один из тех вопросов, которые США и Россия могли бы обсудить как с арктическими, так и с неарктическими государствами.
Борьба с изменением климата входит в число задач, которые будут стоять на повестке дня американского председательства. Одна из постоянно усугубляющихся проблем не только в США, но и в Канаде – упадок поселений и экономики коренных народов, утрата ими средств к существованию. Это уже влечет за собой серьезные экологические последствия. Популяции белых медведей, моржей и многих других животных рискуют погибнуть из-за нарушений в пищевых цепочках. Многим видам грозит вымирание. В популяции белых медведей уже видны заметные изменения: особи значительно теряют в весе, уменьшается число детенышей в пометах.
Эти вопросы имеют большое значение для США, поскольку непосредственно затрагивают интересы американского населения и жизненно важны для коренных народов. Думаю, что адмирал Роберт Дж. Папп, который должен стать новым председателем Арктического совета, будет весьма заинтересован в продолжении конструктивного диалога с Россией. На мой взгляд, у России и США больше общих интересов, чем разногласий, особенно в Арктике. Например, ни одна из двух стран не хочет, чтобы Арктический совет или любая другая организация указывали им, что делать.
Как Вы оцениваете текущее сотрудничество России и США в Арктике?
В Арктике у США и России множество общих вопросов, требующих решения и регулирования. На двустороннем взаимодействии в этой сфере проблемы и конфликты за пределами Арктического региона существенно отразиться не должны. Тем не менее потенциальным препятствием к его укреплению может послужить то, что сейчас внимание России сосредоточено на европейской границе в связи с ситуацией на Украине. Это может замедлить развитие арктического сотрудничества. Нам остается лишь надеяться, что отношения между нашими странами сложатся удачно, так как в Арктике слишком многое поставлено на карту, и заинтересованность в сотрудничестве очень велика.
Ранее Вы упомянули проблему судоходства в Арктическом регионе. Какие основные инфраструктурные проекты намечены на 2015 г. в сфере транспорта и развития Северного морского пути? Какова роль азиатских стран, например, Китая, в строительстве этих путей?
Вопрос непростой. Реальная инфраструктура на Северном морском пути практически отсутствует. Поэтому если, к примеру, огромное стометровое судно теряет рулевое управление в чрезвычайной ситуации, то на его ремонт может уйти от нескольких дней до нескольких недель. В настоящее время любое нероссийское судно должно следовать в сопровождении российского ледокола, который может помочь ему в ремонтных и, что более вероятно, спасательных работах. Но есть альтернатива. Можно обратиться к китайской стороне с предложением построить небольшие станции вдоль Северного морского пути. У этой идеи есть как ярые противники, так и сторонники.
Почему?
По сути, дело в политике. Позволить другому государству, в данном случае Китаю, создавать базы на своей территории и возводить инфраструктурные объекты равносильно наделению его статусом посредника на российской земле. Может так случиться, что русские моряки не смогут найти баню, так как все надписи будут на китайском.
А если говорить серьезно, то по результатам девелоперских проектов в ряде стран Африки, у Китая сложилась не очень хорошая международная репутация. Во многих случаях африканская сторона рассчитывала, что получит выгоду от проекта в виде трудоустройства своего населения при строительстве и эксплуатации объекта. Но в действительности китайская сторона привозила своих рабочих на стройку, а затем увозила, оставляя нескольких сотрудников управлять объектом. В то же время в российской части Арктики недостатки этой модели могут компенсироваться высокими темпами строительства и возможным появлением новой демографической группы для заселения этих земель в том случае, если сами русские не пожелают жить на территории новых поселений. Китай, разумеется, потребует оплатить эти работы, возможно, в форме нефтяного или газового бартера. Думаю, что это хороший вариант для России в нынешних условиях, когда основные ресурсы направляются на урегулирование на европейской границе в связи с вовлеченностью в ситуацию на Украине, и на долю Арктики средств практически не остается. В целом я назвал бы такое российско-китайское соглашение «просчитанным долгосрочным риском».
Раз уж мы заговорили об инфраструктуре, я хотел бы вернуться к теме Берингова пролива. На мой взгляд, России стоит учесть существующие ограничения данного пролива и активнее использовать возможности Чукотки. Ширина Берингова пролива между материковыми владениями России и США составляет всего 45 миль, в нем есть острова и скалы. К тому же местами пролив очень мелкий, а его погодные особенности и течения, которые придется преодолевать судам, относятся к числу наиболее сложных в Арктике. Иными словами, это не самая подходящая водная артерия для прохода нефтяных и грузовых танкеров между Северным Ледовитым и Тихим океанами. Поэтому я предлагаю России рассмотреть возможности расширения инфраструктуры от Чукотки в направлении более южных российских портов или даже напрямую до Китая, возможно, через железную дорогу.
/http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5458#top/