Подрывает ли Канада деятельность Арктического Совета?
Ллойд Эксуорси (Lloyd Axworthy), Мэри Саймон (Mary Simon), «The Globe and Mail», 4 марта 2015 г.
Министр иностранных дел США Джон Керри и министр иностранных дел России Сергей Лавров планируют прибыть в Канаду в конце апреля. Их внимание будет приковано к Арктике, а не Украине. Оба министра прибудут в Оттаву, а затем отправятся в Икалуит, где пройдет заседание Арктического Совета, состоящего из восьми государств-членов. Уже в следующем году Совет будет праздновать свою двадцатую годовщину.
Это решающий момент для Арктики. Несколько арктических стран, включая Канаду, усиливают свой военный потенциал для действий в этом регионе. Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Сингапур и несколько европейских государств, выступающих в роли наблюдателей в Арктическом Совете, направляют свой взгляд на север по геополитическим соображениям – включая возможность организации трансарктических перевозок по мере того, как из-за изменения климата ледовая шапка планеты будет таять, открывая этот регион для развития. Глобализация подходит к последнему рубежу. Арктические государства осознают это и борются за расширение границ своего континентального шельфа все дальше в Северный Ледовитый океан, что допускается морским правом.
Существует много поводов для разногласий и конфликтов. Чрезвычайно важно, в особенности для северных государств, чтобы страны продолжали вести свои дела в Арктике в рамках международного сотрудничества. Это означает, что Арктический Совет, основанный в Оттаве в 1996 году как результат усилий канадской дипломатии и в настоящее время возглавляемый Канадой, должен активно содействовать такому международному сотрудничеству.
Может ли Канада утверждать, что за двухлетний срок в качестве председателя укрепила Совет и может спокойно передать председательский молоток Америке? К сожалению, ответ – нет. Частично проблема заключается в отсутствии постоянства в кадрах Министерства иностранных дел. За последние пять лет канадскую делегацию в Арктическом Совете возглавляли четыре разных сотрудника арктического направления. Также сомнения вызывает и ключевая инициатива Канады, которая с годами может подорвать способность Арктического Совета содействовать международному сотрудничеству.
По предложению Канады в 2013 году министры Арктического Совета приняли решение учредить специальную комиссию, призванную облегчить создание циркумполярного бизнес-форума. Рассматриваемый, по всей видимости, в качестве некоей информационно-справочной сети, этот форум должен был содействовать развитию малого и местного бизнеса с созданием столь необходимых северным странам рабочих мест. Все было отлично.
Но прошлой весной эта специальная комиссия, возглавляемая Канадой, представила руководителям Арктического Совета отчет, в котором рекомендовала создать не просто бизнес-форум, но нечто большее – Арктический Экономический Совет, который и провел свое первое собрание в прошлом сентябре. Помимо неразберихи, вызванной похожими названиями этих советов, существует и более серьезная проблема: полномочия Арктического Экономического Совета оказались фактически теми же, что и у Арктического Совета.
Арктический Совет был в свое время создан для содействия «сотрудничеству и взаимодействию арктических государств» по общим арктическим вопросам, в частности «устойчивому развитию и защите окружающей среды». Коренные народы обладают в Арктическом Совете уникальным статусом «постоянных участников», что дает им возможность принимать участие наравне с государствами, отстаивая свои интересы, ценности и традиции. Арктический Совет стал прочным успехом. Большое количество его документов, в том числе касательно изменения климата, загрязнений, мореплавания и сохранения биологического разнообразия, продолжают помогать северным жителям и влиять на национальную и международную политику и право.
Арктический Экономический Совет призван способствовать «устойчивому развитию, в том числе экономическому росту, защите окружающей среды и социальному развитию». Прошлой весной ему было поручено рассматривать вопросы «ответственного природопользования» – то есть как раз то, чем, собственно, почти уже 20 лет занимается Арктический Совет. Государства и постоянные участники выдвигают в Арктический Экономический Совет кандидатуры представителей деловых кругов, однако это не тоже самое, что статус постоянного участника Арктического Совета, которым пользуются коренные народы.
Неарктические страны тоже имеют свои интересы в данном регионе – прежде всего экономические. Если Арктический Экономический Совет оправдает себя, сможет реализовать свой потенциал и станет центром всей деятельности, то страны Азии и Европы могут переключить свое внимание с Арктического Совета (органа национальных правительств, занимающийся публичной политикой) на Арктический Экономический Совет (орган деловых интересов, занимающийся частной политикой). А если вспомнить его пренебрежительное отношение к вопросам экологии, климата и устойчивого развития (которые являются ключевыми в Арктике и эффективно решаются Арктическим Советом), то может оказаться, что правительство Канады как раз именно этого и добивается. Также существуют серьезные опасения, что Арктический Экономический Совет станет предоставлять транснациональным корпорациям преференциальный доступ к национальным органам власти.
На переговорах в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1989 году премьер-министр Брайан Малруни подтолкнул Канаду к созданию Арктического Совета. Он заслуживает за это похвалы. В 1995 году премьер-министр Жан Кретьен убедил президента Билла Клинтона, что США необходимо вступить в Совет, и это случилось при образовании Арктического совета в 1996 году. Какое же наследие в части международных отношений в циркумполярном мире оставит премьер-министр Стефан Харпер?