Григорий Выгон
Директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО.
Ресурсы Арктики колоссальны, но перспективы сбыта природного газа не ясны. Компаниям, реализующим арктические проекты, необходимо учитывать конкурентоспособность углеводородов на мировых рынках. Надо подумать о том, какие дополнительные меры нужно предпринять на уровне государства и компаний, чтобы уникальные газовые ресурсы арктического шельфа так и не остались в земле.
Любое инвестиционное решение по разработке газовых месторождений в российской Арктике необходимо увязывать с предварительной оценкой рыночной ниши для экспорта газа. Традиционно стратегические документы, направленные на освоение арктического шельфа, готовились в России исходя исключительно из ресурсного потенциала, без учёта развития внешних рынков. По данным Госпрограммы по шельфу, добыча газа в этом регионе может составить 140 млрд м3 в год. Однако североамериканский рынок для сбыта российского газа закрыт вследствие произошедшей в странах Северной Америки «сланцевой революции», а на европейском рынке факторы риска для российского газа усиливаются.
Не менее серьёзным вызовом для российского арктического газа является появление альтернативных предложений со стороны новых крупных игроков на рынке сжиженного природного газа (СПГ), а именно Соединенных Штатов, Канады и Австралии и государств Восточной Африки. Как свидетельствуют результаты исследований, проведенных Энергетическим центром бизнес-школы СКОЛКОВО, эти страны к 2020 г. обеспечат половину всех поставок СПГ в мире. Предложения европейским потребителям от альтернативных производителей СПГ будут поступать в ценовом диапазоне от 170 до 310 долларов за 1 тыс. м3 и общим потенциальным объёмом поставок в 200 млрд м3. Между тем, стоимость поставок со Штокмановского месторождения превысит 300 долларов за 1 тыс. м3 в случае транспортировки по трубопроводам и составит почти 500 долларов за 1 тыс. м3 при поставках СПГ. Это означает, что Штокмановский газ может оказаться неконкурентоспособным в Европе.
Принятое Правительством РФ Распоряжение №443-р «Об основных мерах по укреплению стратегических позиций России в мировой энергетической отрасли на период до 1 января 2016 г.» представляет собой важный шаг вперёд в вопросе стимулирования работы госкомпаний на арктическом шельфе. Но, несмотря на то, что новая налоговая система будет максимально льготной, для реализации Штокмановского проекта «Газпрому» придётся существенно поработать над снижением затрат. Кроме того, в условиях, когда рыночная ниша для экспортных поставок российского газа сужается, разработка арктических месторождений приведёт к эффекту «газового каннибализма», то есть возникновению конкуренции между газом Штокмановского и Бованенковского месторождений. В условиях ограничения российского экспорта в Европу дополнительные поставки со Штокмана приведут к снижению поставок сетевого газа действующих месторождений.