Донской: Сейчас значимость Арктики особенно велика
Арктика, несмотря на то что нефтегазовые компании серьезно пересмотрели свои планы на ее освоение, остается для России стратегическим регионом. И Москва готова бороться за ее территории. В конце 2018 — начале 2019 годов свою заявку в ООН на расширение шельфа в Арктике должна подать Канада. И после этого можно ждать решения по российской заявке на присоединение подводного хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, поданной еще в 2015 году. Зачем России территории, которые требуют колоссальных инвестиций в их разработку на фоне западных санкций, и могут ли окупаться затраты на работу в Арктике, «Ъ» рассказал глава Минприроды Сергей Донской
— Зачем России разрабатывать нефтегазовые запасы в Арктике, если ресурсов пока хватает в других регионах?
— Не согласен! Уже сейчас в Арктической зоне мы добываем более 85% газа и 12% нефти. Но ее минерально-сырьевой потенциал освоен не в полной мере. Сейчас значимость Арктики особенно велика по мере истощения традиционных регионов добычи нефти и газа. Речь идет о Ханты-Мансийском автономном округе и Урало-Поволжье. Да, Арктика — это масштаб. Любой проект на Крайнем Севере, что по нефти и газу, что по твердым полезным ископаемым,— это крупный и сложный проект не только с позиций его освоения, но и с точки зрения создания транспортной инфраструктуры, обеспечения производства и т. п.
Наша страна была одной из первых, кто начал разрабатывать арктические месторождения — речь идет о Кольском полуострове, Норильске, северных районах Западной Сибири. В будущем активное экономическое развитие этого региона, разумеется, продолжится — Ямал, Гыдан, Таймыр, Чукотка, север Республики Саха и, конечно, арктический шельф. То есть Арктика, несомненно, нужна России, так как ее освоение является очень мощным драйвером для экономики.
— Но работа в Арктической зоне требует огромных затрат, которые вряд ли окупятся…
— Сегодня происходит изменение условий работы в Арктике. Как за счет потепления климата, так и развития технологий. Это делает освоение арктических территорий более выгодным. Поэтому и активизируется экономическая деятельность. Естественно, что в этой ситуации у различных стран, и у России в том числе, интерес к Крайнему Северу как к перспективной территории развития постоянно подогревается.
Кроме того, следует отметить, что Арктика — один из немногих относительно неосвоенных регионов нашей планеты. В связи с этим многие страны пытаются застолбить свое место здесь — неслучайно в настоящее время мы наблюдаем всплеск интереса к хозяйственной деятельности в Арктикенеарктических стран, среди которых Китай, Республика Корея, Япония и прочие.
При этом уверен, что, несмотря ни на что, можно говорить не только о конкуренции, всегда есть место и для сотрудничества! Например, уровень экологической нагрузки на арктические экосистемы сегодня таков, что для эффективной природоохранной деятельности требуется консолидация усилий всех арктических держав, их интеллектуальных и технологических возможностей. В этой связи мы рассматриваем сотрудничество с международным сообществом по охране Арктики как важную часть природоохранной политики РФ. От того, насколько конструктивно и плодотворно оно будет развиваться, зависит в конечном итоге экологическое благополучие всей планеты.
— Какую роль играет освоение Арктики для России?
— Крайний Север для нас не просто какие-то отдаленные территории, которые можно осваивать лишь вахтовым методом. Арктическая зона РФ — это 3,5 млн кв. км (пятая часть территории страны) и почти 2,5 млн человек, которые составляют более половины мирового арктического населения. Ни у одной страны нет такого опыта и таких достижений в хозяйственном освоении и развитии арктических территорий! Российская часть Арктики — крупнейшие для таких высоких широт города и промышленные центры. К примеру, Архангельская область является крупным центром деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроительным и судоремонтным кластером. Мурманск, являясь «западными воротами Севморпути», представляет собой крупный логистический центр, обладающий при этом сильным рыбохозяйственным и судоремонтным потенциалом. Два этих крупнейших центра давно стали главной инфраструктурной базой для освоения ресурсного потенциала акваторий арктических морей и их побережья. Ненецкий автономный округ является важным центром нефтедобычи, а Ямал — мировым центром газодобычи. Не стоит забывать и про еще один форпост нашего широкомасштабного освоения минеральных ресурсов Арктики — Норильский промышленный район, про значимость залежей стратегических запасов золота и редкоземельных металлов Чукотки и Якутии.
— Освоение российской Арктической зоны к 2030 году приведет к существенному росту грузопотока по Севморпути. Готова ли к этому наша система гидрометобеспечения?
— Министерство совместно с Росгидрометом в настоящее время работает над развитием системы непрерывного краткосрочного прогнозирования гидрометеорологических условий для акватории Обской губы (и в первую очередь на подходах к терминалам порта Сабетта). В этот район выходят грузовые потоки наиболее динамично развивающихся арктических проектов, таких как, например, «Ямал СПГ», Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение и в ближайшей перспективе — «Арктик СПГ-2″. Поэтому там этот вопрос стоит уже очень остро.
Очевидно, что для обеспечения безопасного плавания крупнотоннажных танкеров-газовозов по морскому каналу Обской губы необходимы оперативная оценка и краткосрочный прогноз гидрометеорологических факторов, воздействующих на судно.
Учитывая необходимость снижения нагрузки на государственный бюджет, а также задачи по развертыванию обновленной системы в максимально короткие сроки, было принято решение привлечь к указанной работе заинтересованные компании-грузоперевозчики, а также компании НОВАТЭК и «Газпром нефть», реализующие крупные проекты, выходящие в акваторию Обской губы.
— Смогут ли суда самостоятельно перевозить грузы по Северному морскому пути, без помощи ледоколов?
— Для этого нужно обеспечить судам возможность индивидуального гидрометеорологического сопровождения. То есть информация о текущей ледовой обстановке и выбор оптимальной трассы движения должны передаваться на судно в режиме реального времени.
У нас уже есть положительный опыт сопровождения судов компании «Норильский никель», а также газовозов проекта «Ямал СПГ» (принадлежит НОВАТЭКу) при их самостоятельном движении по Северному морскому пути с Востока. Конечно, мы будем развивать это опыт и в дальнейшем. Для этого структуры Росгидромета поддерживают постоянный контакт как с судоходными компаниями — основными потребителями этой информации, так и администрацией Северного морского пути, отвечающей за обеспечение безопасности мореплавания.
Нужно отметить, что сейчас назрела острая необходимость расширения сети прибрежных гидрометеорологических станций и создания системы автоматических дрейфующих буев. В первую очередь в районах, непосредственно примыкающих к высокоширотному (глубоководному) маршруту плавания крупнотоннажных судов. Также необходимо организовать регулярный спутниковый мониторинг опасных ледяных образований в районах наиболее сложного судоходства.
Как отмечал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию, технологическое отставание, зависимость от иностранных технологий означают снижение безопасности и экономических возможностей страны. Все это справедливо и для систем гидрометеорологического обеспечения судоходства по Севморпути.
Для реализации упомянутых задач мы будем использовать весь возможный технологический потенциал. По сути, мы уже запустили этап полномасштабной модернизации систем гидрометеорологического мониторинга. В соответствии с госпрограммой по социально-экономическому развитию региона до 2025 года будет реализован ряд значимых мероприятий по совершенствованию этих систем. Например, в текущем году мы приступаем к созданию специального судна для исследований в «глубокой» Арктике, не имеющего мировых аналогов,— ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс».