Научный центр на Шпицбергене: на финишной прямой

zzzzzzzzzzzzzzzzz

После утверждения Правительством РФ концепции создания и развития Российского научного центра на Шпицбергене (РНЦШ) прошло больше года. Будущий РНЦШ призван способствовать развитию научных исследований на архипелаге, координации работ организаций различных ведомств. В настоящее время ответственность за имущество Центра и поддержание в работоспособном состоянии объектов Центра возложена на Научно-координационный центр «Шпицберген» (НКЦШ), один из отделов Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Руководителем НКЦШ в начале этого года был назначен Юрий Валерьевич Угрюмов. Он рассказал Рузанне Чернаковой из «Русского вестника Шпицбергена» о результатах, с которыми РНЦШ завершает 2015 г

– На какой стадии находится реализация концепции  будущего РНЦШ? 

– Процесс создания Центра весьма непрост, он не завершен, но находится на финишной прямой. Мы уже располагаем современной научной базой – химико-аналитической лабораторией, станцией приема спутниковой информации, приборами, транспортом и связью. Однако для полноценной работы нам не хватает некоторых важных решений органов власти. Не прописан в полной мере механизм работы Центра, и, главное, пока нет целевого финансирования.

Согласно концепции, на базе ААНИИ будет создано специальное подразделение для оперативного управления Центром, то есть для решения вопросов снабжения, доставки экспедиций, координации планов использования оборудования.

– Как обстоят дела в химико-аналитической лаборатории? В этом году объем заявок на работу в ней как-то изменился?

– Химико-аналитическая лаборатория будущего РНЦШ использовалась сотрудниками ААНИИ при выполнении программы экспедиционных работ этого года. Лабораторией активно пользовались сотрудники Северо-Западного филиала «НПО «Тайфун», проводившие в окрестностях Баренцбурга экологические исследования, а также представители Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А.Аврорина. В целом загрузка лаборатории немного, но возросла.

К сожалению, наиболее сложное и современное оборудование лаборатории – газовые и жидкостные хроматографы, атомно-абсорбционный спектрометр мы не использовали. Их запуск и введение в эксплуатацию без значительного финансирования невозможны. В этом году были задействованы два отделения лаборатории – гидрохимии и полевых исследований. Отделения органических загрязняющих веществ и тяжелых металлов ждут своего часа.

Вы выиграли стратегический грант Норвежского исследовательского совета (RCN). Что он даст Центру?

– Это совместный международный проект пяти организаций. С российской стороны участвуют СЗФ «НПО «Тайфун» и ААНИИ, с норвежской – Институт исследования воздуха (NILU), Университет естественных наук (NMBU) и Университетский центр на Шпицбергене (UNIS). Цель проекта – поддержка нашей химико-аналитической лаборатории, выведение ее на современный международный уровень. По условиям гранта прямого финансирования не предполагается, но запланированы стажировки наших специалистов в Лонгьир и Тромсё, разработка новых методов анализа различных объектов на загрязняющие вещества, интеркалибровки (сравнение результатов исследований по методикам разных лабораторий – Прим.ред.) и другие мероприятия. Этот грант существенно поможет развитию лаборатории и ее вовлечению в международные проекты. Работа только началась. Первое рабочее совещание состоялось в начале ноября в Осло. Грант рассчитан на три года.

– Что удалось сделать за прошедший год силами НКЦШ ААНИИ?

– Создана научная и логистическая инфраструктура будущего РНЦШ. ААНИИ ее содержит и поддерживает в работоспособном состоянии за счет собственных скромных возможностей. В Баренцбурге круглогодично работают несколько наших сотрудников.

В 2015 г. круглосуточно работала станция приема-передачи спутниковой информации – три ее антенны установлены на горе над ГМО «Баренцбург». Операторы станции принимают снимки с исследовательских спутников, обрабатывают и передают по интернету в ААНИИ.

В этом году мы оказывали содействие почти всем российским организациям, работающим на Шпицбергене – транспортом, оборудованием, снаряжением. Институты обращаются в ААНИИ с запросом и гарантийными письмами и в Баренцбурге безвозмездно получают необходимое во временное пользование.

Помимо обслуживания создаваемого РНЦШ наш отдел организовывает и проводит экспедиционные исследования на Шпицбергене по программе ААНИИ. В очередной такой экспедиции «Шпицберген-2015» участвовало 16 специалистов – океанологи, гидрологи, метеорологи, гляциологи. Главные направления наших исследований – гидрометеорологический режим района и климатические изменения. Работали в акватории Ис-фьорда, Грен-фьорда и прилегающих территориях.

– Как вы оцениваете результаты этого года?

– В целом для НКЦШ я считаю прошедший год успешным. Экспедиционные работы удались, получен богатый материал, который сейчас обрабатывается. Дважды удалось побывать с работами на Пирамиде, поработать на леднике Бертиль. Океанологический отряд экспедиции поднял буйковую станцию, которая успешно проработала в Ис-фьорде 13 месяцев, и установил две новые. Установка и подъем станций – очень непростое дело. Метеорологам удалось провести самые длительные наблюдения за приземным аэрозолем – почти пять месяцев. Содержание и состав аэрозоля в воздухе важны для оценки экологического состояния и процессов переноса загрязнений. Масштабные работы были проведены в области гидрологии и гляциологии. На леднике Альдегонда установлена автоматическая метеостанция, информация с которой позволит уточнить наши представления о взаимосвязи процессов, происходящих в природе Шпицбергена.

Очень надеюсь, что в 2016 г. мы не будем говорить «будущий» РНЦШ, становление Центра завершится и мы сможем работать эффективнее на общее дело – научные исследования на Шпицбергене.

/www.arcticugol.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru