Исследования и освоение Арктики
Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
/Из выступления на Научной сессии общего собрания членов РАН, Москва, 16 декабря 2014 г./
Минприроды России ответственно за выработку государственной политики в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Очевидно, выработка решений в данной сфере требует от нас постоянного использования научных знаний. Только основываясь на доказанных научных данных, мы можем осуществлять мониторинг окружающей среды, нормирование воздействия на неё, давать оценку состоянию минерально-сырьевой базы и возобновляемых природных ресурсов, прогнозировать погодные условия, принимать управленческие решения в связи с климатическими изменениями на планете. Но учитывая тему сегодняшней сессии, необходимо отметить, что изучение и освоение российской Арктики – одно из важных направлений нашей работы.
Как вы знаете, активизация этой деятельности является стратегической целью, сформулированной главой государства для целого ряда федеральных органов власти. Проинформирую вас о мерах, предпринимаемых министерством для решения этой задачи в рамках нашей компетенции и функций подведомственных Минприроды агентств и служб. Теперь отдельно о каждом блоке вопросов, которыми мы занимаемся. Я начну с вопросов геологического поиска и разведки полезных ископаемых, лицензирования участков недр, а также с работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ в Арктике.
За 12 лет мы провели масштабные натурные геолого-геофизические исследования в Северном Ледовитом океане для изучения геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова, провели батиметрическую съёмку многолучевым эхолотом, необходимые сейсмические исследования.
28 октября 2014 г. завершена последняя в рамках подготовки заявки экспедиция в Арктику – геолого-геофизические исследования в районе котловин Подводников и Амундсена – за пределами 200 миль. Исследования проводились в августе-октябре 2014 г. на борту экспедиционного судна «Академик Фёдоров» в сопровождении атомного ледокола «Ямал». 15 августа 2014 г. высокоширотная экспедиция пересекла Северный полюс, где ранее такие исследования не проводились.
Считаем, что материалы этой экспедиции помимо главной цели – определения внешней границы шельфа России, имеют большое значение и для фундаментальной науки. Кроме того, параллельно доработке российской заявки мы реализовали международный научный проект по созданию Атласа геологических карт Циркумполярной Арктики. В этой работе ключевую роль сыграла Российская академия наук.
В него входит базовая тектоническая карта, дополнительные карты-врезки со схемами районирования Арктики, карты толщин осадочного чехла, мощности земной коры и её консолидированной части, схематическая карта типов земной коры Циркумполярной области, геотрансект от Балтийского щита до Охотского моря, на котором видно распределение океанической и континентальной коры вкрест всего арктического региона. По итогам этого проекта мы имеем полный комплект геолого-геофизических, батиметрических, картографических данных. Они также использованы при формировании актуализированной заявки.
Сейчас совместно с Минобороны, МИДом и Академией наук мы готовим документ для представления в Комиссию по границам континентального шельфа. Планируем направить её до конца марта 2015 г., чтобы можно было начать рассмотрение на летней сессии Комиссии в июле следующего года. Утверждение заявки позволит закрепить за Россией суверенные права на дополнительную территорию континентального шельфа в Северном Ледовитом океане площадью свыше 1 млн кв. км, а также с огромным потенциалом прироста российской кладовой углеводородов.
В этих оценках мы исходим, прежде всего, из опыта поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа на континенте севернее полярного круга и на шельфе в пределах 200-мильной зоны. В целом можно констатировать, что в Арктической зоне сконцентрировано большинство уникальных и крупных месторождений углеводородов. На сегодняшний день в макрорегионе открыто 594 месторождения нефти, 159 – газа, 2 – никеля и более 350 месторождений золота. Начальные извлекаемые суммарные ресурсы Арктической зоны РФ в целом оценены в 258 млрд т условного топлива, что составляет 60% всех ресурсов углеводородов России. При этом ещё неразведанный потенциал Арктической зоны составляет свыше 90% на шельфе и 53% на суше. Начальные извлекаемые разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют около 7,7 млрд т. Из них – 500 млн т на шельфе. Запасы газа – 67 млрд куб. м. 10 млрд. – на шельфе.
В течение последних лет мы делаем всё, чтобы нарастить минерально-сырьевую базу на арктическом шельфе за счёт ускоренного лицензирования участков недр. В настоящее время геологоразведка на нефть и газ здесь ведётся на 75 лицензионных участках, включая транзитные лицензии. До 2020 г. компании должны пробурить 36 поисковых и 15 разведочных скважин, отработать 193 тыс. пог. км сейсмопрофилей 2D и 39 тыс. км квадратных 3D. Всего в Арктике можно выделить 41 крупный инвестиционный проект. Все они распределены по 10 зонам хозяйственной деятельности, в определённой последовательности вовлекаемым в освоение.
Перейду к вопросам охраны окружающей среды. Экологическое состояние российской Арктики в силу отсутствия хозяйственной деятельности можно охарактеризовать как одно из самых благополучных. Вместе с тем перспективы хозяйственного освоения Арктики требуют от нас оценки экологических рисков и разработки системы предупреждения аварий и ликвидации их последствий. Второе направление – ликвидация загрязнений прошлых лет, накопленных на островах арктических морей с 40-х годов прошлого века. Третье направление – это меры по сохранению видового разнообразия Арктики.
Своей первоочередной задачей считаем формирование законодательных условий, обеспечивающих минимизацию экологических рисков. С этой целью в июле 2013 г. приняты разработанные министерством поправки в законы о континентальном шельфе и о внутренних морских водах. Они устанавливают строгие обязанности и финансовую ответственность операторов. В частности, компании обязаны выполнять план по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов, подтверждать финансовые возможности для выполнения этой работы, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды.
Как вы знаете, в развитие этих изменений законодательства также в ноябре текущего года приняты два постановления правительства, которыми установлены требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Компании-недропользователи должны скорректировать и утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в которых должны быть определены потенциальные источники разливов, прогнозируемые зоны распространения загрязнений при неблагоприятных метеоусловиях и оценки возможных последствий.
Мы предлагаем создать с привлечением средств компаний-недропользователей научный центр технологий разведки и разработки месторождений в сложных ледовых условиях, например, на базе школы «Сколково». Это позволит нам в дальнейшем использовать только российские технологии, не зависеть от иностранного опыта в научных исследованиях, геологическом изучении, разведке и охране недр, предупреждении аварийных ситуаций.
О ликвидации накопленного экологического ущерба. По результатам работ последних двух лет мы уже сократили объём накопленных загрязнений на 17 тыс. т, провели техническую рекультивация более 80 гектаров нарушенных земель. Работы ведутся на островах Александры, Гукера, Врангеля, архипелагах Земля Франца-Иосифа, Шпицберген и Новая земля, ряде других территорий.
Работы в этом году проводились на двух островах, о. Земля Александры и о. Хейса. На о. Греэм-Белл работы в текущем году осуществить из-за погодных условий не удалось. По результатам проведения работ, всего на островах архипелага Земля Франца-Иосифа собрано более 10 тыс. т отходов производства и потребления, в том числе 1,5 тыс. т металлолома. По оценочным данным здесь осталось всего около 4 тыс. т отходов – на о. Земля Александры и о. Хейса.
Сегодня Россия является лидером по количеству экологических программ в сфере биоразнообразия в Арктической зоне. В российской Арктике функционирует 24 особо охраняемых природных территории федерального значения: 10 заповедников, 3 нацпарка и 11 федеральных заказников – общей площадью 22,5 млн гектаров, а также 86 ООПТ регионального значения – это ещё 29 млн га. При этом в границы 10 особо охраняемых природных территорий входят и участки морской акватории, составляющие 6,5 млн га. ООПТ играют определяющую роль в сохранении популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Среди них – белый медведь, путоранский снежный баран, лаптевский морж, белуха, стерх и другие.
Важно отметить, что сеть арктических ООПТ планомерно расширяется. 17 января 2013 г. учреждён национальный парк «Берингия» на Чукотском полуострове. Общая площадь – почти 2 млн га, в том числе морская акватория – 300 тыс. га. В соответствии с Концепцией развития системы ООПТ до 2020 г. в российской Арктической зоне будет создано ещё 2 новых национальных парка: «Центрально-Чукотский» – в Чукотском автономном округе, «Хибины» – в Мурманской области и новый заповедник – «Медвежьи острова» в Восточно-Сибирском море. Кроме того, сегодня мы готовим документацию по созданию заказника федерального значения на Новосибирских островах.
Несколько слов об изучении процессов изменения климата в Арктике. Сегодня Арктика теплеет в среднем в два раза быстрее, чем остальная планета, а объём морского арктического льда сокращается быстрее, чем это было спрогнозировано. Новый рекорд поставлен в сентябре 2012 г. Модельные оценки однозначно указывают на уменьшение площади морского льда в российской Арктике и прилегающих к ней районах Северного Ледовитого океана на протяжении XXI века и позволяют говорить о возможности исчезновения там многолетнего льда уже в первой половине этого столетия. В связи с этим нам необходимо усилить научные исследования, включая развитие сложных моделей и методы инструментальных наблюдений.
Сложные природно-климатические условия Арктики создают высокие риски для социально-экономического развития, осуществления проектов на шельфе. Для обеспечения метеорологической безопасности осуществляется большой комплекс работ – от производства наблюдений с дрейфующих станций «Северный полюс», действующих в Арктике обсерваторий, наблюдений с космических средств и экспедиционных судов до обработки и анализа полученных данных, составления долгосрочных и среднесрочных прогнозов.
Одной из острых проблем в российской Арктике является радиоактивное загрязнение. Помимо выпадений в связи с испытаниями ядерного оружия, катастрофой на Чернобыльской АЭС, оно обусловлено двумя специфическими факторами. Вдоль западного побережья Норвегии в Арктику идёт перенос атлантических вод, с течением Гольфстрим в регион поступают радиоактивные отходы, сбрасываемые западноевропейскими предприятиями по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Селлафилде (Англия) и Аг (Франция).
Кроме того, с советских времён сохранились проблемы, связанные с хранением на береговых и плавучих базах отработавшего ядерного топлива атомоходного флота, с утилизацией выведенных из боевого состава атомных подводных лодок и других судов. В СССР проводилось захоронение радиоактивных отходов в Карском море в районах, которые, на тот период, были удалены от мест хозяйственной деятельности. В Арктике были затоплены или аварийно затонули 3 атомных подводных лодки (АПЛ К-27, К-159, «Комсомолец»), а также другие объекты с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами: 1 ядерный реактор, 5 реакторных отсеков АПЛ и атомного ледокола; 19 судов с отходами на борту; более 17 тыс. контейнеров с РАО.
В ходе первого этапа исследований в 2012 г. проведена совместная российско-норвежская экспедиция по обследованию районов затопления радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в Карском море. В ходе экспедиции были обследованы затопленные объекты в заливе Степового на побережье северо-восточной части южного острова архипелага Новая Земля, в том числе затопленная АПЛ К-27.
В 2014 г. в ходе второго этапа была обследована затонувшая в Кольском заливе Баренцева моря в 2003 г. атомная подводная лодка К-159. Обе экспедиции проводились на борту научно-исследовательского судна Северного УГМС Росгидромета «Иван Петров». Уровень радиоактивного загрязнения обследованных районов достаточно низок, эти уровни ниже, чем зарегистрированные в ходе предыдущих совместных российско-норвежских экспедиций 1992-1994 гг. Анализ полученных данных указывает, что содержание радиоактивных веществ в районе затонувшей АПЛ К-159 не отличается от фоновых значений, характерных для Баренцева моря. Утечки радиоактивных веществ из реакторов обследованных АПЛ в морскую среду не происходит.
Очень коротко о международном сотрудничестве в Арктике. Сегодня министерство совместно с подведомственными агентствами и службами ведёт многостороннее и двустороннее сотрудничество с международными организациями и службами приарктических стран. Основными партнёрами в совместных исследованиях по изучению климатической изменчивости состояния океана и криосферы в районе архипелага Шпицберген являются Норвежские полярный и метеорологический институты. С 2008 г. мы проводим исследования пространственно-временной изменчивости климата в районе архипелага Шпицберген, а также состояния океана и криосферы в заливах Ис- и Грён-фиордов, острова Западный Шпицберген. Проводится обмен данными, методами и результатами анализа, формируются совместные архивы.
К настоящему времени планируем проведение на научно-исследовательском стационаре «Ледовая база мыс Баранова» совместных научных проектов с участием Финского метеорологического института, итальянского Института атмосферных наук и климата, учёных из Кореи, Японии и Англии. Кроме этого, Роснедрами проводятся совместные международные геологические экспедиции. Состояние работ по составлению тектонической карты Арктики ежегодно обсуждается на совещаниях международной рабочей группы под эгидой Комиссии ЮНЕСКО по геологической карте мира.
В заключение хочу сказать, что этот год для российской Арктики является действительно знаковым. Именно сейчас появляются первые реальные результаты работ, начатых много лет назад – первый миллион баррелей на Приразломной, открытие крупного месторождения Победа в Карском море, развитие крупных инфраструктурных проектов.
Уверены, что огромный потенциал минерально-сырьевой базы арктического шельфа станет драйвером развития удалённых и малодоступных регионов страны, промышленности, укрепления стратегических позиций России. Выполнение этих задач требует объединения усилий государственных органов, финансовых ресурсов. Но в основу этой работы лягут интеллектуальные возможности и компетенции, накопленные российскими научными центрами, среди которых особое место занимает Российская академия наук.
/Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации/