Северный морской путь – ключ к развитию Арктики
Плисецкий Е. Е., заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, к.г.н.
Северный морской путь (СМП) для регионов арктической зоны России (АЗРФ) является одним из ведущих факторов обеспечения их устойчивого социально-экономического развития, имеет важное значение для обеспечения национальной безопасности и усиления присутствия России в Арктике, является важным транспортным коридором. Согласно заявлению Дмитрия Рогозина, сделанному на заседании Государственной комиссии по развитию Арктики: «Россия в развитии Арктики должна делать ставку не только на добычу полезных ископаемых на шельфе, но на Северный морской путь».
Анализ основных социально-экономических показателей субъектов РФ, через которые проходит СМП показывает, что при высокой доле регионов в общей площади территории России (почти 49%) и значительной доле в общем объеме добычи полезных ископаемых (почти 30%), данные регионы характеризуются низкими показателями как по численности населения и занятых в экономике, так и по показателям оборота розничной торговли, ввода жилых домов, производства продукции сельского хозяйства и др.
Рисунок 1 – Доля 10 регионов, через которые проходит СМП, в основных показателях социально-экономического развития в 2013 г., %1
Аналогично не высока доля исследуемых регионов и в общем объеме внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья. Например, доли Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Чукотского автономного округов, Архангельской и Мурманская областей, Камчатского края в общем объеме экспорты РФ не превышают 0,5%. Объем транзитных перевозок по СМП с 110 тыс. т в 2010 г. вырос более, чем в 10 раз в 2013 г. (1,16 млн т), снизившись в силу ряда экономических причин2 в 2014 г. до 274 тыс. т.
В этой связи, развитие СМП обеспечит широкую диверсификацию экономики северных территорий, позволит создать новые рабочие места, активизацию освоения российского нефтегазоносного арктического шельфа и поддержание все нарастающих темпов роста производительных сил районов Крайнего Севера.
Для целей выработки новой комплексной стратегии развития Северного морского пути необходимо рассмотреть существующие стратегические приоритеты и цели развития транспортного коридора, заложенные документами федерального и регионального уровней. СМП обеспечит широкую диверсификацию экономики северных территорий, позволит создать новые рабочие места, активизацию освоения российского нефтегазоносного арктического шельфа и поддержание все нарастающих темпов роста производительных сил районов Крайнего Севера.
Анализ документов стратегического планирования федерального и регионального уровня показал наличие в них приоритетов развития СМП. Здесь речь идет о Стратегии развития арктической зоны, реализация которой обеспечена соответствующей госпрограммой, отдельных отраслевых стратегиях (Стратегия развития транспортной системы), ряде отраслевых госпрограмм, в состав мероприятий которых входят мероприятия по развитию СМП, стратегиях субфедерального уровня, стратегиях субъектов РФ, вдоль которых проходит СМП. В то же время, только в двух (Камчатском крае и Республике (Саха) Якутия) регионах реализация обозначенных стратегических приоритетов развития отдельных элементов СМП осуществляется инструментами программно-целевого планирования. Однако заложенные действующими документами стратегического планирования цели, задачи и мероприятия по развитию отдельных элементов СМП должны быть пересмотрены с точки зрения взаимоувязки их друг с другом, приоритезации, перераспределения объемов финансирования и др. В этой связи, необходимо разработать комплексную Стратегию развития СМП и соответствующей ей госпрограммы, определяющей цели, задачи, сроки (этапы) реализации, приоритетные сферы (элементы) в области развития СМП, финансирование, ответственных исполнителей. В краткосрочный период необходимо определить приоритетные направления развития СМП, разработать план первоочередных мероприятий в рамках осуществления госполитики по развитию СМП.
Немаловажным для планомерного развития СМП является решение задачи формирования системы управления развитием морского пути. Необходимо расширить полномочия (функционал) созданной Администрации Северного морского пути, которая должна заниматься контролем и координацией мероприятий, реализуемых государственными структурами и коммерческими организациями в дополнении к существующим функциям по обеспечению навигации и решения вопросов безопасности. Для сравнения, полномочия Администрации Панамского канала заключаются в обеспечении эксплуатации, администрировании, управлении, поддержании и модернизации канала, а также осуществления сопутствующих услуг, разрешенных законодательством, несет ответственность за управление, техническое обслуживание, использование и сохранение водных ресурсов канала в полной координации с соответствующими правительственными и неправительственными организациями.
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2014. – 900 с.
2 Например, горнодобывающая компания, транспортирующая сыпучие грузы Ковдорского ГОКа из Мурманска, не достигла соглашения о ценах и перевезла на 200 тыс. тонн меньше, чем в предыдущие годы. А газовая компания НОВАТЭК перевела свой бизнес из порта Витино на Кольском полуострове в порт Усть-Луга под Санкт-Петербургом – соответственно, предприятию теперь нет смысла использовать СМП для перевоза газового конденсата, как это было в предыдущие годы. Источник: http://www.rosbalt.ru/business/2015/03/01/1372205.html