Сергей Донской о создании минерально-сырьевых центров в Арктической зоне РФ

1NI_7535-1

«Сегодня Арктический регион вступает в эпоху индустриального развития, напрямую связанного с освоением природного потенциала новых территорий и акваторий. Среди главных задач, стоящих перед государством в настоящее время, названо эффективное развитие и использование минерально-сырьевого потенциала Арктики. На добычу и переработку полезных ископаемых приходится порядка 50% всех «заполярных» проектов (ещё по 7% приходится на геологоразведку и шельфовые проекты). В итоге почти 2/3 всех проектов связаны с добычей полезных ископаемых! Также к числу стратегических приоритетов в Арктике относится совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического шельфа и его побережья.

Формирование минерально-сырьевых центров (МСЦ) как эффективного инструмента программно-целевого планирования – тема не новая, она уже нашла свое отражение в Стратегии развития геологической отрасли, которая была принята еще в 2010 году. Основу для МСЦ должны составлять месторождения находящиеся на разных стадиях разработки, которые могли бы быть связаны между собой общей инфраструктурой и иметь единый пункт отгрузки добываемого сырья.

Этот подход нами обсуждается уже не первый год, поэтому он хорошо продуман, и поддержан всеми участниками рынка как оптимальный.

Минерально-сырьевые центры, выделяемые с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий, вне зависимости от административно-территориального деления, должны стать основой экономического развития региона. Рассмотрение и утверждение Роснедрами проектов разработки месторождений, их последующий мониторинг, позволит обеспечить корректные сведения, необходимые для планирования бюджетной эффективности освоения ресурсной базы.

В отношении «надтерриториальности» понятные примеры: Ванкорский центр нефтедобычи Роснефти расположен в Красноярском крае, пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов – в Ямало-Ненецком АО, лицензионный участок «Анабарнефтгаза» расположен в Республике Саха (Якутия), а с точки зрения оптимального вывоза продукции он может быть ориентирован на устье Хатанги в Красноярском крае.

Таким образом, выделение МСЦ как объекта совместного управления на федеральном и региональном уровнях позволит связать между собой общегосударственные и региональные программы, а также в полной мере учесть задачи социально-экономического развития территорий.

По сути, каждый проект, изолированный от региональной инфраструктуры, транспортной или энергетической, должен развиваться по сценарию отдельных хуторов, создавая собственную систему обеспечения производства и вывоза продукции. Вот лишь несколько примеров МСЦ, которые уже стали или могут стать одними из основных «точек роста»:  реализуемые проекты — Норильский промышленный район, «Ямал СПГ», Новопортовское нефтегазовое месторождение, Бованенковское газовое месторождение. Из перспективных – освоение угля Западного Таймыра, оловорудный МСЦ «Усть-Яна» (Депутатское коренное месторождение, россыпное месторождение ручей Тирехтях и ряд других), алмазный МСЦ на Анабаре и т.д. При этом общий объём инвестиций в реализацию только проектов «Ямал СПГ» и освоение Новопортовского месторождения составляет около 1,5 трлн. рублей.

Отмечу, что именно утвержденные проекты разработки месторождений являются тем источником, на основе которого Минприроды проводит обоснованное прогнозирование арктического грузопотока, что позволяет оценивать потребность в транспортных судах различных ледовых классов, ледоколах и т.п., развитии арктической транспортной инфраструктуры в целом.  Функционал Министерства и его структурных подразделений охватывает широкий круг важных для освоения региона вопросов, в том числе и связанных с обеспечением экологической безопасности. В то же время, я убежден, что единство методического подхода, в основе которого будет лежать приоритет крупных сырьевых инфраструктурных проектов, позволит лучше скоординировать действия между государством, регионами и бизнесом по их развитию, а также повысит результативность развития арктического региона в целом».



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru