Баренцбург сегодня
В августе этого года на Шпицбергене побывал с рабочей поездкой Иван Иванович Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф). Для него это было уже третье посещение архипелага. Иван Иванович рассказал Катерине Мизиной из «Русского вестника Шпицбергена» о впечатлении, которое произвел на него современный Баренцбург
– Какое участие принимает профсоюз в жизни горняков Шпицбергена?
– Трест «Арктикуголь» – это единственное государственное предприятие в нашей отрасли, причем оно расположено на территории Норвегии. На руднике действует наша первичная профсоюзная организация, которая эффективно взаимодействует с администрацией треста. Мы уделяем большое внимание безопасности труда, социально-бытовому обслуживанию шахт, и, конечно, досугу шахтеров. Естественно, нам хотелось бы больше социальных гарантий, роста заработной платы, при этом мы понимаем, что многое ограничено возможностями бюджета.
– Между первым вашим посещением Шпицбергена в 1997 году и последним в августе этого года прошло почти 20 лет. Как вы оцениваете перемены, произошедшие за это время?
– Во время моего первого посещения архипелага было ясно, что мы потеряли социальную базу: уезжали люди, стала увядать социальная сфера.
Позже пришло понимание, как важно сохранить угольные предприятия на Шпицбергене. Была поставлена задача по восстановлению инфраструктуры, улучшению условий для работников рудника, возобновлению производственных процессов. Были разработаны программа по развитию рудника «Баренцбург» и план восстановления рудника в Груманте. Но кризис последующих лет показал недостаток средств для реализации этих программ.
Тресту «Арктикуголь» пришлось самостоятельно искать возможности для решения поставленных задач. Я представляю, насколько это трудно: создавать что-либо в полярных условиях, при недостаточном финансировании. Вместе с тем, нужно отдать должное генеральному директору А.П.Веселову и его команде, которые сумели произвести реконструкцию значительной части поселка и его инфраструктуры.
Хочу отметить большую работу по переоснащению социально значимых объектов: больницы, ТЭЦ и других. Развиваются детский сад и школа. Приятно было смотреть, как наши шахтерские семьи прогуливаются вместе с детьми по поселку. Я видел только счастливые лица – это говорит о многом.
В современном Баренцбурге созданы возможности для того, чтобы люди реализовали свои таланты и творческие задумки. Концерт художественной самодеятельности, который мы увидели на юбилее треста «Арктикуголь», произвел огромное впечатление. Было видно, что люди делают это от души и получают удовольствие.
– Каковы, по-вашему, перспективы развития угольной отрасли Шпицбергена?
– К сожалению, они не такие радостные, как хотелось бы. Прежде всего с точки зрения экономической эффективности. Я думаю, что добыча угля будет сохранена в объемах, необходимых для обеспечения жизнедеятельности поселков.
А вот развитие туризма на архипелаге – очень интересное направление. В поселках Баренцбург и Пирамида действительно есть, что посмотреть: промышленные пейзажи, животный и растительный мир. Трест создал современную и хорошо укомплектованную базу для зимнего туризма. Постоянно развиваются возможности для разных видов летнего активного отдыха, пешего и морского.
Конечно, новый вид деятельности потребовал обновления инфраструктуры. Старые корпуса переделаны в комфортабельные гостиничные номера. Неожиданным было узнать, что в Баренцбурге действует собственная пивоварня. Нельзя не сказать о вкуснейшем хлебе из пекарни. Все это те небольшие штрихи, которые создают уют и благоприятствуют жизни людей.
– Во время своего визита вы посетили шахту Баренцбурга. Какие впечатления произвел маршрут?
– Люди едут на Шпицберген в том числе с интересом к техническим аспектам жизни и работы на архипелаге. Понимая это, трест разработал маршрут посещения реально действующей шахты. Это возможность своими глазами посмотреть условия работы шахтеров.
Этот туристический маршрут имеет огромный потенциал. Наверное, нам стоило бы иметь подобные и в других угольных регионах России. Это способствовало бы росту уважения к шахтерскому труду.