«Роснефть» снова наносит удар в Арктике
«Роснефть» записала на свой счет еще одно открытие нефти в российской Арктике в конце июля, добавив объемов к мегапроекту, который, как она надеется, может дать до 2,3 млн баррелей нефти в сутки в течение десятилетия, пишет Petroleum economist. После бурения на границе между Ямало-Ненецким и Красноярским краем было обнаружено более 20 млн т (147 млн баррелей) нефти. Месторождение Новоогенное также содержит около 1 млрд кубометров газа.
Подконтрольный государству производитель ведет поиск в самых северных районах плодородного западно-сибирского бассейна России с целью дальнейшего наращивания ресурсной базы, лежащей в основе проекта «Восток Ойл». По данным «Роснефти», в него уже входят месторождения с запасами нефти около 5 млрд т (37 млрд млрд), хотя неясно, какая часть этого объема является извлекаемой.
Большие планы
По оценкам «Роснефти», «Восток Ойл» может добывать до 25 млн т / год (500 000 баррелей в сутки) нефти к 2024 году, увеличившись до 1 млн баррелей в сутки к 2027 году и 2,3 млн баррелей в сутки к 2030 году. Если это будет достигнуто, на конец десятилетия на разработку будет внесено около 20% от общего объема добычи в России.
Проект объединяет Ванкорские нефтяные месторождения Роснефти с дополнительными месторождениями, расположенными севернее. Основное внимание будет уделено Пайяхскому месторождению объемом 8,8 млрд баррелей на полуострове Таймыр, впервые обнаруженному в советское время. Но последняя принадлежит не «Роснефти», а частной фирме «Нефтегазхолдинг», принадлежащей бывшему президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову. Две фирмы еще не уточнили, как будет работать любое партнерство.
На Ванкоре «Роснефть» сотрудничает с индийскими компаниями, которые могут предоставить как капитал, так и рынок для нефти проекта, в то время как некоторые другие активы «Восток Ойл» управляются совместным предприятием с BP.
Генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил президенту России Владимиру Путину в феврале, что инвестиции «Восток Ойл» могут превысить 10 трлн рублей (140 млрд долларов) — вероятно, имея в виду общий объем капвложений в течение всего срока реализации проекта. Его инфраструктура будет включать новый морской порт, тысячи километров трубопроводов и около 2000 МВт генерирующих мощностей.
Несмотря на амбициозность, России неизбежно придется заняться такими разработками, чтобы поддерживать уровень добычи в долгосрочной перспективе. Якорные месторождения Западной Сибири сейчас находятся в упадке, что побуждает производителей двигаться дальше на север.
«»Восток ойл» осуществим в том смысле, что в какой-то момент им придется это сделать, если они хотят сохранить общую добычу в России», — говорит Рональд Смит, аналитик московского инвестиционного банка BCS GM. «И если цена на нефть разумная — назовите ее 50-60 долларов за баррель — нет никаких причин, по которым она не может работать».
Геологическая сложность, которую «Роснефть» не комментирует, будет ключевым фактором. Но в целом месторождения Западной Сибири имеют очень привлекательные геологические характеристики, в том числе высокую пористость и проницаемость.
Госпподдержка
Однако государственная поддержка также будет жизненно важной. «Вам нужны налоговые льготы, потому что налоговый режим очень тяжелый. Правительство берет 90-95% экономической ренты с каждого барреля, добытого из-под земли », — говорит Смит.
Налоговые льготы — это именно то, что «Роснефть», похоже, получит. В прошлом году она достигла принципиальной договоренности с министерством финансов о переводе компании «Восток ойл»на новый российский режим налога на сверхприбыль (ННП), который в настоящее время проходит испытания. НДПИ в значительной степени заменяет налог на добычу полезных ископаемых и пользуется поддержкой производителей, отчасти потому, что позволяет им вычесть исторические убытки из своей налоговой базы.
В своем призыве к снижению налогов «Роснефть» заявляет, что «Восток Ойл» будет экспортировать свою нефть танкерами — помощь в разработке любимого проекта Путина, ставшего национальным приоритетом — Северного морского пути. Но это не относится к Ванкорским месторождениям, которые уже подключены к российской нефтепроводной системе. По мнению Смита, «Роснефть», вероятно, включила эти месторождения в проект, чтобы расширить объем налоговых льгот и улучшить экономические показатели для новых северных территорий проекта.
СПГ — амбиции
Месторождения Восток Ойл также содержат значительные объемы газа, которые «Роснефть» может решить подключить к национальной газовой системе через новые трубопроводы. Но в зависимости от запасов газа он может снова взглянуть на схему экспорта СПГ.
Фирма давно стремилась присоединиться к отечественным конкурентам «Газпрому»и НОВАТЭКу на мировой арене СПГ, но ее амбиции остаются невыполненными. От проекта «Печора СПГ» на севере Ненецкого автономного округа (4,3 млн т / год) отказались два года назад после того, как «Роснефть» пришла к выводу, что ее региональная ресурсная база недостаточна.
Предполагаемый проект завода по сжижению газа на Дальнем Востоке с ExxonMobil и другим партнером по проекту «Сахалин-1» остается предметом длительного обсуждения. Но любое движение в сторону FID маловероятно, пока конъюнктура рынка СПГ оставляет желать лучшего.