- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Перспективы развития мировой энергетики 2017: Китай

171208WEOChina [1]

Китай двигается к «новым стандартам»

Китай меняется и его будущее в энергетическом секторе обещает разительно отличаться от прошлого, сообщается в отчете IEA [2].

Многие годы в риторике Китая в вопросах энергетики делался акцент на выдающейся скорости развития, успехах страны в борьбе с бедностью миллионов граждан (в том числе энергетической бедностью), на уровне индустриализации и потребности в энергетических ресурсах, в частности, в угле.

Хотя акценты этой риторики остаются актуальными, государство скорыми темпами устанавливает новый курс на экономику с развитым сектором услуг и на более экологически чистую структуру энергопотребления. Это новое направление повлечет за собой последствия, не менее значимые для самого Китая и всего остального мира, чем энергоемкое развитие имевшее место в предыдущем периоде.

Замедление темпа роста

Уровень роста энергопотребления Китая замедляется на весомое значение – 1% в год, что составляет менее 1/6 от среднего значения изменений, происходящих в стране ежегодно с 2000 года. Причиной возникновения такой ситуации служит комбинированный эффект структурных изменений в экономике, твердых мер по контролю энергоэффективности и демографических изменений: общий уровень роста энергопотребления до 2040 года остается приблизительно на уровне роста в 2008 — 2016 годах.

Поскольку экономика продолжает стремительный рост со средним показателем 4,5% в год, рост энергопотребления также увеличивается на 3,4% в год, что является наивысшим показателем роста в мировом масштабе по нашему прогнозу до 2040 года. Также ожидается рост уровня потребления энергии на душу населения на четверть к 2040 году, с обгоном по этому показателю Европейского Союза примерно к 2035 году.

Увеличение разнообразия источников в структуре энергопотребления

Растущие потребности Китая в энергии все больше и больше удовлетворяются за счет возобновляемых источников энергии, природного газа и электроэнергии, в то время как потребность в угле отходит на второй план.

11 [3]

Увеличение объемов использования возобновляемых источников и электроэнергии находится в тесной связи с увеличением разнообразия источников энергии и повышением экологичности структуры энергопотребления предпринимаемыми Китаем: доля угля в общей выработке энергии упала на 2/3 уже сейчас и составит менее 40% в 2040 году.

Увеличение объемов потребления электроэнергии и природного газа тесно связано с промышленным и жилым секторами, поскольку эти источники энергии хорошо подходят для более легких секторов промышленности и для населения, все более обеспокоенного качеством воздуха в регионе проживания.

Китай также увеличивает долю прямого использования возобновляемых источников в секторе конечных потребителей, посредством внедрения биоэнергетики в промышленность, тепловой энергии солнца в отрасли обогрева и транспортного биотоплива. К 2040 году электроэнергия станет лидирующим в Китае источником конечного энергопотребления, обогнав объемы потребления угля в конце 2020-х годов, а вскоре после этого и объемы потребления нефти.

12 [4]

К 2040 году объемы потребления природного газа достигнут более чем 600 миллиардов кубических метров, обеспечивая Китай местом второго после США крупнейшего потребителя природного газа в мировом масштабе и потребителем с самым быстрым ростом объемов потребления: доля газа в первичной структуре энергопотребления за этот период увеличивается с 6% до 12%.

В то же время по мере выравнивания объемов производительности угольных электростанций и планомерного сокращения применения угля в секторах тяжелой промышленности, а также в теплоснабжении жилого сектора, уровень потребности Китая в угле опустится значительно ниже сегодняшнего. Доля потребления угля в первичной структуре энергопотребления упадет почти на 20%, до примерно 45% в 2040 году.

Китай становится крупнейшим в мире потребителем нефти, имея при этом не самый быстрый рост спроса на этот продукт. Китай является важным игроком на нефтяных рынках, разрыв между растущим спросом объемом 11,5 миллионов баррелей в сутки в 2016 году и сокращением добычи до 4 миллионов баррелей в сутки, превратил Китай в крупнейшего в мире импортера нефти.

К 2030 году продолжающийся рост потребности в транспортном топливе обеспечит Китаю место крупнейшего потребителя нефти, сейчас занимаемое Соединенными Штатами. Однако в тот же момент темпы китайского роста стабилизируются и, как ожидается, после 2025 года на первое место по вкладу в рост общего потребления топлива выйдет Индия. Рост количества владельцев пассажирских автомобилей замедляется; к 2040 году каждый четвертый автомобиль на китайских дорогах будет электрическим, а для остальных будут введены строгие нормы экономии топлива, ограничивающие его расход. Спад в объемах потребления Китаем топлива для пассажирских автомобилей ожидается после 2030 года.

13 [5]

 

Переход на более экологически чистые источники энергии

Благодаря эффективным мерам по развертыванию и политической поддержке, продолжается сокращение затрат на возобновляемые источники, а солнечные батареи на фотоэлементах становятся одной из самых дешевых форм выработки электроэнергии в Китае.

GRAPHchinainstalledpowergenerationcapacityv2 [6]

Объемы низкоуглеродной энергетики, обеспечиваемой за счет гидроэнергетики, энергии ветра и солнечных батарей, стремительно увеличиваются и, к 2040 году, будут составлять до 60% от общей выработки энергии. В среднем проекты солнечных батарей на фотоэлементах для Китая станут выгоднее, чем все новые и уже существующие газовые электростанции, примерно в 2020 году и выгоднее новых угольных электростанций и наземных ветроэлектростанций к 2030 году.

14 [7]

К 2040 году стоимость энергии, вырабатываемой новыми солнечными батареями также будет ниже прогнозируемых затрат на содержание существующих угольных электростанций. Кардинальное преобразование традиционного приоритета источников энергии не только влечет за собой значительные последствия, но и требует обширных реформ энергетического рынка, а также укрепления энергетической сети для увеличения доли энергии, производимой комбинацией ветровых и солнечных электростанций.

Уже сейчас ветровыми и солнечными электростанциями Китая вырабатывается на 15% больше того объема, который способна принять существующая энергосистема. По нашему прогнозу, такие ограничения могут быть ослаблены путем увеличения финансирования сооружения новых линий электропередачи. За счет этого у материковой части Китая будет возможность переправлять дешевую энергию в расположенные ближе к побережью центры, более в ней нуждающиеся.

Помимо возобновляемых источников энергии, существует энергия газовых электростанций, объемы которой увеличились в три раза, однако, по-прежнему, доля такой энергии в общем значении выработки составляет менее 10%. Прогнозируемое значение ядерной энергетики также увеличивается: К 2030 году Китай обойдет Европейский Союз и Соединенные Штаты и займет первое место по объемам выработки электроэнергии атомными станциями.

Преобразование энергообеспечения

Уголь

Китай оставляет за собой позицию крупнейшего участника на международных рынках угля, а преобразования в угольном секторе этой страны являются фактором критической важности для энергетических прогнозов на мировом уровне. Бум инвестиций в уголь в начале 2000-х, в совокупности с изменением Китаем курса в отношении спроса с 2013 года, привели к тому, что страна оказалась в условиях избытка запасов угля.

Сложный административный процесс реструктуризации имеет своей целью изменение цены на уголь таким образом, чтобы обеспечить шахты возможностью работать с прибылью (поддерживая наименьший эффективный уровень производительности) и, в то же время, без чрезмерного давления на экономику в отрасли техники, работающей на угле. Этот процесс, в свою очередь, определяет потребность Китая в импортируемом угле и, в существенной степени, диктует динамику торговых взаимоотношений и изменения цен на международном рынке угля.

Как только избыточные запасы угля сократятся, по нашим прогнозам, угольный сектор Китая будет все в большей степени подчиняться законам рынка. Прогнозируемое постепенное сокращение выработки при этом представляет серьезный вызов для промышленности, в которой задействовано около 4 миллионов человек. Однако, в какой-то степени, вероятные последствия смягчаются за счет плавного перехода потребности в угле от прибрежных районов к внутренним частям страны, в которых местный уголь более конкурентоспособен.

15 [8]

Нефть и газ

Ключевыми факторами, определяющими обеспечение Китая нефтью и газом, являются рыночные реформы, традиционная добыча на разработанных месторождениях и неясные перспективы сланцевого газа. Китай занимает седьмое место по объемам добычи нефти, однако, с падением цены на нефть после 2014 года, прогнозам был нанесен серьезный удар, инвестиции в отрасль сократились, а скорость истощения освоенных месторождений увеличилась.

По нашему прогнозу продолжающийся спад объемов добычи нефти будет крайне сложно остановить, хотя появление новых игроков в области геологоразведки и добычи, а также акцент на методах повышения нефтедобычи будут этому содействовать: прогнозируемые объемы нефтедобычи в 2040 году будут немногим выше 3 миллионов баррелей в сутки.

Китайский сектор нефтепереработки станет крупнейшим в мире, хотя и столкнется со значительными трудностями при смене структуры продукции и в связи с ужесточением ограничительных норм по качеству топлива. Прогноз в области добычи газа выглядит более оптимистично, ожидается увеличение объемов добычи с 140 до 340 миллиардов кубических метров, происходящее практически полностью за счет ожидаемого увеличения доли применения нетрадиционных источников, преимущественно за счет разработки сланцевых месторождений.

Предложения расширенного доступа к площадям месторождений и сетям, наряду с предлагаемыми реформами газового рынка, служит подтверждением таких прогнозов, несмотря на то, что существуют еще значительные сомнения в отношении качества сланцевых месторождений Китая и вероятной стоимости их разработки. Даже с увеличением, таким образом, объемов добычи внутри страны, для удовлетворения потребностей в газе, Китаю необходимо значительное увеличение объемов импорта: в 2040 году импорт будет осуществляться в объеме 150 миллиардов кубических метров по трубопроводам (новые линии с Россией в дополнение к укрепленным узлам в Центральной Азии) и 130 миллиардов кубических метров в виде сжиженного природного газа.

Влияние Китая на энергетику и окружающую среду

Преобразования Китая в области энергетики оказывают значительное влияние на выбросы, связанные с энергетическим сектором, к 2030 году ожидается достижение пика выработки углекислого газа и падение объемов выработки всех загрязнителей воздуха.

 

Качество воздуха

Увеличение за последние несколько десятилетий выработки энергии угольными и нефтяными источниками заметным образом сказалось на экологии страны и состоянии здоровья населения, поскольку качество воздуха во многих крупных городах оставляет желать лучшего. Путь к чистому воздуху обещает быть долгим, однако усилия в «возвращении чистого неба» сейчас являются одним из главных приоритетов государственной политики.

К 2040 году почти половина населения страны будет жить в районах, где качество воздуха соответствует национальному стандарту качества воздуха, хотя уязвимость к воздействию на здоровье сохранится на значительном уровне в виду урбанизации и старения населения.

Выбросы углекислого газа

Что касается выбросов углекислого газа, к 2040 году своего пика не достигнет только транспортный сектор, такой пик будет достигнут вскоре после 2030 года для энергетического сектора, и еще раньше для промышленности и строительного сектора.

Пиковое значение выбросов углекислого газа в национальном масштабе, хотя это и не озвучивается, возникает на фоне продолжающегося устойчивого экономического развития и отражает серьезные правительственные усилия, оказывающие влияние на все составляющие энергетического сектора.

Альтернативные пути

Динамический фон политической и технологической эволюции позволяет утверждать, что будущий путь китайской энергетики представляется в существенной степени неопределенным. Мы рассматриваем несколько важных аспектов этой неопределенности с исследованием конкретных примеров и возможными вариантами развития событий.

Так, например, амбициозный, но, в то же время, весьма вероятный пакет дополнительных мер по ограничению роста количества автомобилистов и продвижению ускоренной электрификации транспортных средств в городах Китая способен обеспечить сокращение потребности государства в нефти (в том числе импорта) на 2,5 миллиона баррелей в сутки к 2040 году, что является объемом, необходимым (при прочих равных условиях) для выхода общего потребления нефти на постоянный объем к 2030 году.

Темпы трансформации китайской экономики также остаются для энергетических рынков большой загадкой: наш основной сценарий, основан на заявленном смещении китайской экономики по направлению к сфере услуг и производствам с более высокой добавленной стоимостью, в соответствии со стратегией Made in China 2025. В случае задержки этого перехода на 10 лет и снижения темпов сокращения сектора тяжелой промышленности, Китай окажется на пути со значительно большими объемами производства энергии и выработки углекислого газа. В этом случае потребность Китая в угле к 2040 году может превышать уровень, обозначенный в нашем основном сценарии на 850 миллионов тонн условного топлива в угольном эквиваленте (или 35%), потребность в нефти, в таком случае, окажется выше на 2,7 миллиона баррелей в сутки (или 18%).

Тем не менее, выводы нашего основного сценария предполагают вероятность еще более быстрого движения Китая в его энергетической трансформации. Несмотря на значительный прогресс, качество воздуха продолжает оставаться основной угрозой состоянию здоровья населения. К 2040 году обеспечение импорта энергоносителей, особенно нефти, будет требовать ежегодного финансирования на уровне близком к половине триллиона долларов, что становится потенциальной угрозой энергетической самодостаточности государства.

В сценарии устойчивого развития мы рассматриваем способы ускорения темпа изменений, в соответствии с духом курса Китая на «Энергетическую революцию». В этом сценарии еще больший толчок со стороны правительства в сторону энергетической эффективности, в совокупности с более масштабным развертыванием технологий выработки чистой энергии и большей долей замещения угля (а также нефти) природным газом приводят к дополнительному значительному сокращению выбросов, связанных с энергетическим сектором, а также к сокращению затрат на импорт.

GRAPHchinaCO2emissionsinSDS [9]

К 2040 году потребление угля и нефти значительно сокращаются по сравнению с нашим основным сценарием, а доля низкоуглеродной энергетики возрастает примерно до 90% (в основном сценарии прогнозируется значение около 50%). По сценарию устойчивого развития, к 2040 году, практически все население страны будет жить в районах, где качество воздуха соответствует национальному стандарту качества воздуха, в то время как сейчас эта доля составляет 36% населения.

Все изменится, когда изменится Китай

Избираемый Китаем путь во многом определит будущее мировых рынков, торговли, движения капиталов, стоимость технологий и успехи в достижении глобальных целей общемирового значения. До 2040 года политические действия Китая и его потребности в импорте будут оказывать значительное влияние на мировую торговлю и инвестиции в сфере нефти, газа и угля: по нашему основному сценарию, к 2040 году почти 30% всей нефти, продаваемой на мировом рынке, будет направляться в Китай, и, аналогичным образом, почти четверть всего газа, продаваемого на большие расстояния.

Также велика роль Китая в общих усилиях, направленных на борьбу с климатическими изменениями: по нашему основному сценарию, Китай уже сейчас инвестирует значительные средства в ряд технологий выработки чистой энергии и в применение такой энергии, включая электрические транспортные средства, аккумуляторы, улавливание и хранение углерода, ядерную энергетику, энергию солнца и ветра и способен повернуть кривую затрат в глобальном масштабе в сторону сокращения в каждой из перечисленных отраслей.

16 [10]

Объемы развертывания Китаем технологий выработки чистой энергии, экспорта технологий и зарубежных инвестиций делают это государство еще более влиятельным при его ускоренном переходе, представленном в сценарии устойчивого развития.