- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Канадский сектор Арктики – следующая цель ведущих мировых компаний.

Ашок Дутта, Oil&Gas Eurasia, 19 февраля 2014 г.

Один из основных принципов деятельности крупнейших игроков мировой энергетической отрасли – это использование любых возможностей для разведки и разработки углеводородных ресурсов, независимо от того, насколько геологически сложными и финансово обременительными эти мероприятия являются.

Такой подход был продемонстрирован в полной мере и на IV Молодёжном форуме Мирового нефтяного совета, который прошёл 23–25 октября 2013 г. в Калгари, где представители ведущих международных нефтегазовых компаний в очередной раз открыто заявили о планах по разработке канадского сектора гигантского, до сих пор малоизученного Северного Ледовитого океана. Хотя каждый докладчик и отмечал, что никакой спешки пока нет, все согласились, что разработка арктических ресурсов остаётся прочно в поле зрения их компаний.

«Почти 13% мировых прогнозных ресурсов нефти и 30% мировых прогнозных ресурсов природного газа сосредоточено в Арктике», – заявила Шила Ридер, вице-президент компании Canadian Arctic, входящей в состав ConocoPhillips Canada.

Flag_Kanadi_x660 [1]

Если проценты перевести в баррели, углеводородные ресурсы канадского сектора Арктики составляют 19 млрд баррелей нефти, 1700 трлнкуб. фут. газа и 44  млрд баррелей газоконденсатных жидкостей. По словам Ридер, эти показатели, скорее всего, будут скорректированы в сторону увеличения, так как набирает темп «революция сланцевого газа», которая дала возможность нефтегазовым компаниям «поскрести по сусекам» существующих запасов.

К концу 2014 г. ConocoPhillips Canada должна закончить исследование по разработке принадлежащего ей участка Амаулигак в море Бофорта (канадский сектор Северного Ледовитого океана).

Ридер добавила, что трёхлетнее исследование ведётся уже второй год, и его результатом станет подготовка проекта по бурению скважин и разработке шельфового месторождения.

Месторождение Амаулигак, занимающее площадь в 41936 акров, является «крупнейшим нефтегазовым» месторождением в районе дельты реки Маккензи и моря Бофорта на Северо-Западных территориях (СЗТ), отметила Ридер. ConocoPhillips владеет 55%-й долей в месторождении, а ее партнеры Chevron и канадская ATCO (Калгари) контролируют 40% и 5% соответственно. Месторождение расположено на расстоянии примерно 50 км от последней точки выхода на берег СЗТ, на 30-метровой глубине моря.

«В исследовании будут рассматриваться нормативно-правовые акты, глубинные условия, обстановка, интересы участников и потенциальные концепции для разработки месторождения… В 1980-х годах мы провели на месторождении сейсмосъёмку 2D и пробурили около 10 скважин», – пояснила Ридер.

ConocoPhillips Canada была одной из пяти компаний, которые в 2011 году приобрели 11 сухопутных участков в СЗТ с инвестиционными обязательствами на общую сумму в 529 млн долларов США. В эту группу также вошли Imperial Oil – канадская «дочка» ExxonMobil, Husky Energy, Shell и канадская MGM Energy Corp со штаб-квартирой в Калгари.

В конце сентября Imperial Oil, ExxonMobil и BP совместно передали описание проекта регулирующим органам СЗТ для проведения бурения скважин на нефть в море Бофорта, нацеливаясь на район, в котором могут потребоваться работы на рекордных глубинах в канадской Арктике. Эта заявка – первый шаг на пути к разбуриванию двух совместных лицензионных участков, расположенных на расстоянии 275 км от селения Туктояктук в СЗТ.

У ConocoPhillips, однако, имеются более масштабные планы в районе соседнего Северного склона Аляски, где компания вскоре начнёт строительство скважин по проекту CD-5. После этого в течение трех лет будут выполняться работы по двум другим новым проектам на Склоне.

«Строительство CD-5 планируется начать в январе 2014 года и продолжить зимой 2014–2015 годов», – говорит пресс-секретарь ConocoPhillips Натали Лоуман, уточняя, что начало добычи ожидается в конце 2015 года, а её объем на начальной стадии должен составить 16 тыс. баррелей нефти в сутки.

Другие участники.

По словам генерального директора Chevron Arctic Center Билла Скотта, Chevron Canada также укрепляет свои планы относительно бескрайнего Севера.

«Нам потребуется еще два-три года для выполнения оценки программы бурения на участке Сирлак в море Бофорта, – сказал он. – В прошлом году мы провели 3 700 кв. км высококачественной сейсмической съёмки, и следующим шагом должна стать выработка стратегии. Эти данные были получены после почти полуторагодичной работы по планированию и проведению сейсмосъёмки для получения геологической информации на глубине моря 800–1 800 м».

Iceberg-Canada_x660 [2]

Разработка арктических ресурсов – залог извлечения долгосрочной выгоды, считает Скотт. По его мнению, предыдущий опыт подсказывает, что арктические проекты начнут приносить положительные результаты лишь через 20–30 лет.

Выполняющая роль оператора Chevron планирует разрабатывать участок Сирлак в рамках совместного предприятия со Statoil Canada с распределением участия 60:40.

Выступая в Калгари, вице-президент Statoil по геологоразведочным работам в Канаде Гир Ричардсон, сказал, что разработка ресурсов Арктики – это «не стометровка, а скорее марафон», который потребует рационального бизнес-решения.

Не останавливаясь подробно на деталях, руководитель отметил, что поисково-разведочные работы в норвежском секторе Арктики в Баренцевом море были начаты в 1980-х годах, а первая нефть была получена Statoil на месторождении Сновит лишь через 27 лет.

Двигаясь вперёд.

Поддерживая «умеренный темп» разработки колоссального нефтегазового потенциала Арктики, Ридер предложила разработчикам использовать технологии, которые обеспечат лучшие результаты и позволят решать проблемы, связанные с экстремальными температурами, береговой эрозией, вечной мерзлотой, круглосуточной темнотой, летними штормами и другими факторами, которые влияют на разработку.

«Контроль ледовой обстановки может стать основной проблемой в процессе бурения и эксплуатации. В ConocoPhillips считаем, что разработка должна начаться в менее осложнённых районах, свободных ото льда, а затем смещаться на участки с дрейфующим (паковым) льдом», – сказала Ридер, добавив, что отсутствие экспортной инфраструктуры является дополнительной проблемой, с которой придется столкнуться операторам.

«За исключением Арктики, основные нефтяные месторождения, на которых будет вестись добыча после 2030 года, ещё предстоит открыть, – сказал Ричардсон. – Мы станем свидетелями освоения российского сектора гигантской Арктики. Основное внимание будет направлено на Охотское море, где первая скважина будет пробурена в 2016 году, за которой последуют еще семь скважин в 2017 году».

По словам Скотта, Грэнд Бэнкс на Аляске и Сахалин в России уже находятся в эксплуатации, а следующей целью для крупнейших мировых компаний станет канадский сектор Арктики.

«Ожидается, что к 2020 году будет пробурено примерно 320 скважин, что станет началом нового этапа разработки. Уже пробурено пять морских скважин на глубине 80 м, но промышленность ощутит перемены, когда цены разведочных работ и добычи снизятся благодаря новейшим технологическим достижениям», – считает Скотт.

Тем временем, федеральный регулирующий орган Канады, Национальное энергетическое управление (NEB), подтвердил строгие правила бурения на шельфе Арктики, сделав обязательным для операторов бурение разгрузочной скважины для глушения в тот же сезон, в котором ведется основное бурение, на случай выброса или любой другой аварии.

«Мы называем это политикой разгрузочных скважин в одном и том же сезоне, и нефтяным компаниям придется строго ее соблюдать», – сказала пресс-секретарь NEB Сара Кайли, добавив, что регулирующий орган будет специально подбирать операторов, которые могли бы продемонстрировать свои финансовые и технические возможности в этом отношении.

«Экология Арктики очень уязвима, и нам необходимо её защитить», – подчеркнула она.

Её комментарии прозвучали на фоне прошлогоднего отчёта NEB, в котором рассматривалось существующее законодательство и ответственность в отношении бурения на арктическом шельфе. В отчёте говорилось, что операторы должны привлекать северных жителей, которые захотят высказаться по поводу принимаемых решений и принять участие в подготовке к будущим проектам по бурению, в частности в обучении действиям в случаях чрезвычайных ситуаций.

Этот отчёт был подготовлен в ответ на разлив нефти в апреле 2010 года в Мексиканском заливе и последующий запрос со стороны федерального правительства о необходимости свежего взгляда NEB на существующие нормативные требования по безопасности и охране окружающей среды в морском арктическом районе Канады.

До подготовки этого доклада, вопросы очистки, восстановления и компенсаций ущерба на арктическом шельфе регулировались Законом о нефтегазовых операциях на территории Канады, Законом о предупреждении загрязнения арктических вод и Окончательным соглашением с народностью Инювайлют по их притязаниям на Западную Арктику. По словам Кайли, все эти законодательные акты были изданы в конце 1960-х годов.

/http://www.oilandgaseurasia.com [3]/