Нефть и газ российской Арктики: маленькие шаги к большим ресурсам

maxresdefault

Круглогодичная отгрузка ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Газпром нефти» началась в среду, старт первой отгрузке дал президент РФ Владимир Путин по видеосвязи.

Нефть с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, в разработку и обустройство которого за последние три года было вложено около 186 миллиардов рублей, оказалось проще всего вывозить морским путем — добыча ведется в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. Сам терминал «Ворота Арктики» мощностью до 8,5 миллиона тонн нефти в год находится в море, а до побережья Обской губы нефть поступает по трубопроводу длиной более 100 километров.

Однако Новопортовское месторождение — не единственный арктический проект в РФ. Промышленная добыча нефти с конца 2013 года ведется на другом арктическом месторождении «Газпром нефти» — Приразломном в Печорском море, «Газпром» разрабатывает Бованенковское месторождение, строится и масштабный завод НОВАТЭКа, Total и китайских CNPC и Фонда Шелкового пути по производству сжиженного природного газа (СПГ) — «Ямал СПГ».

При этом себестоимость добычи нефти и газа в Арктике остается одной из самых высоких в отрасли: цена безубыточности, по данным Минэнерго РФ, в среднем составляет 63 доллара за баррель. Поэтому ситуация на нефтяном рынке и падение цен на нефть с лета 2014 года более чем на 50% заставили таких гигантов нефтяной индустрии, как Shell, Statoil и ExxonMobil, приостановить геологоразведку на арктических участках. В то же время российские компании, несмотря на дополнительную нагрузку в виде санкций, не заявляли о своих планах по приостановке освоения Арктики.

Работа есть, возможности ограничены

Арктическая зона РФ, по оценке Минприроды, содержит начальные извлекаемые суммарные ресурсы в размере 258 миллиардов тонн условного топлива, что составляет 60% всех ресурсов углеводородов страны. Разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 миллиардов тонн, газа — 67 миллиардов кубометров, сообщил РИА Новости представитель Минприроды. При этом еще предстоит разведать более 90% арктического шельфа и 53% территории на суше.

Основная часть разведанных запасов категории АВС1+С2 находится на суше, в пределах двух автономных округов: Ямало-Ненецкого — 4,938 миллиарда тонн (Западно-Сибирская НГП) и Ненецкого — 1,057 миллиарда тонн (Тимано-Печорская НГП). По данным Минприроды, геологоразведочные работы в российской Арктике сейчас ведутся на 75 лицензионных участках, а до 2020 года компании должны пробурить 36 поисковых и 15 разведочных скважин.

Однако после введения санкций ЕС и США, которые запретили поставки оборудования в РФ для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике, российским компаниям стало сложнее выполнять лицензионные обязательства по уже выданным лицензиям, в результате Минприроды пришлось удовлетворить более 35 заявок на перенос сроков начала работ на шельфе РФ, в том числе арктическом — выполнение объемов геологических работ было перенесено на 2-3 года.

Власти РФ неоднократно говорили, что такой перенос сроков возможен — «Газпром» и «Роснефть», которым предоставлено право работы на шельфе РФ, перевыполнили обязательства по проведению 2D и 3D сейсмики в два раза.

Тем не менее, «Роснефть» не стала проводить бурение в Арктике в 2015 году, а была намерена провести подготовительные работы к бурению в 2016 году, говорил директор департамента геологоразведочных работ на шельфе Тимофей Стрельцов. В то же время, «Газпром нефть» переносила бурение второй скважины на Долгинском месторождении на 2016 год.

Задержка в добыче — потеря рынка

Стоимость бурения — от 350 до 700 миллионов долларов на скважину, ограничения получения кредитов, отсутствие необходимого количества буровых установок для морского бурения, вспомогательного и ледокольного флота — все это обуславливает невыполнение сроков, предусмотренных лицензиями, следует из материалов Минприроды

В то же время, изменение сроков проведения ГРР не позволяет планировать развитие российской судостроительной промышленности, формировать рынок сервисных услуг в ГРР, отмечается в материалах. Также это усложняет получение достоверной информации о реальных запасах и ресурсах углеводородов на шельфе РФ, что необходимо, в том числе, для разграничения морских пространств между арктическими странами, говорится в материалах. В итоге задержка ввода в эксплуатацию российских месторождений на шельфе может привести к уменьшению доли на рынке энергоресурсов (например, в поставках СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион).

Но отказываться от освоение арктической зоны РФ никто не собирается. «Откладывать освоение потенциала Арктики до лучших времен? Ни в коем случае», — говорил журналистам министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. «Безусловно, низкие цены на нефть довольно негативно влияют на привлечение инвестиций в арктические проекты, в арктический шельф, тем не менее наши компании продолжают работать на шельфе», — пояснял министр энергетики РФ Александр Новак.

По прогнозам Минэнерго, планируется, что к 2035 году добыча нефти РФ на шельфе Арктики вырастет до 31-35 миллионов тонн. Пока на арктическом шельфе добыча ведется только на Приразломном месторождении «Газпром нефти» (годовая добыча — 869,7 тысячи тонн). Всего в арктической зоне РФ в 2015 году было добыто 82,5 миллиона тонн нефти — 15,5% от общей добычи.

/ria.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru