Игорь Сечин: «Инвестиции «Роснефти» в арктическую шельфовую программу составят в ближайшие 20 лет порядка 400 млрд долларов».
/По материалам совещания по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики, 5 июня 2014 г./
С конца 90-х годов в нефтегазовой отрасли наметилась тенденция истощения запасов, практически во всех традиционных районах добычи. Это и США, и Канада, и Ближний Восток, и даже в основном нефтегазодобывающем регионе России – Западной Сибири. Вновь открываемые месторождения имеют во много раз худшие горно-геологические условия.
На суше крупных месторождений уже не осталось. Поэтому сама жизнь требует от нас думать о перспективе, выходить в новые, труднодоступные регионы. Один из самых перспективных регионов – Арктика. По имеющимся геологическим данным, порядка 22% перспективных запасов нефти в мире находится именно в Арктике. Лидерство России в этом регионе естественно, учитывая то, что наша страна обладает уникальным опытом освоения Крайнего Севера. Только Россия располагает атомным ледокольным флотом, способным обеспечить круглогодичную навигацию.
К работе над арктическими проектами «Роснефть» привлекает своих стратегических партнёров, обладающих высочайшими компетенциями, мировыми технологиями, используя этот опыт работы, управленческие навыки и все доступные технологии. В июне 2013 г. мы со своими стратегическими партнёрами (это компании ExxonMobil, Eni, Statoil) подписали декларацию об охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия при разведке и разработке минеральных ресурсов арктического континентального шельфа Российской Федерации. Документом зафиксированы положения по созданию единого действенного механизма, позволяющего компаниям-партнёрам совместно с органами госвласти и профильными организациями достичь и закрепить лидерство по обеспечению бережного освоения шельфа, координации действий по масштабному изучению и мониторингу окружающей среды, взаимодействию с крупнейшими организациями, заинтересованными в бережном освоении Арктики. Эта декларация была продолжена дальше подписанием соглашений с министерством по чрезвычайным ситуациям и с Минтрансом.
Сегодня мы видим серьёзный интерес других стран к Арктике, к её запасам и возможностям. Возникает страновая конкуренция. В первую очередь это страны, имеющие выход на арктический шельф, – США, Канада, Дания, Норвегия, а также страны, казалось бы, далёкие от Арктики, в том числе Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Германия, Великобритания, Франция, Италия, даже Сингапур. Например, китайское правительство выделяет существенные средства на полярные исследования. Китайский ледокол «Снежный дракон» уже осуществил несколько экспедиций на Крайний Север. По сведениям из СМИ, в планах Китая строительство ещё нескольких современных ледоколов. Фактически речь идёт о создании национального арктического флота Китая. Конкуренция за обладание ресурсной базой ужесточается. Работа в Арктике становится показателем национального суверенитета над морскими акваториями, особенно на спорных территориях.
История человечества и научно-технического прогресса свидетельствует о том, что покорение Арктики оказалось сложнее покорения космоса или даже реализации атомного проекта. Первый ледокол достиг Северного полюса около 40 лет назад – уже после запуска первого искусственного спутника Земли. А погружение на дно Северного Ледовитого океана произошло только через 38 лет после высадки человека на Луну. Это говорит о том, что для работы в Арктике требуется техника, технологии, уникальные материалы, не уступающие, а порой превосходящие по своим возможностям космические, способные работать в условиях низких температур, запредельного давления в сотню атмосфер, на морском дне, в агрессивной среде, а также экстремальных ледовых условиях.
Инвестиции «Роснефти» в арктическую шельфовую программу составят в ближайшие 20 лет порядка 400 млрд долларов. При этом мультипликативный эффект от её реализации оценивается Академией наук для страны в 7,7 раза. Освоение Арктики может стать одним из локомотивов экономического роста страны.
За последние два года нашей компанией выполнен беспрецедентный объём сейсморазведочных работ в Арктике по 2D – это порядка 23 тыс. пог. км, в 3D – 6,3 тыс. кв. км. В 2014 г. планируется увеличить эти объёмы и выполнить в 2D – 31 тыс. пог. км и в 3D – 7 тыс. кв. км.
«Роснефтью» совместно с ExxonMobil создан Арктический научный проектный центр шельфовых разработок. Это первый такой корпоративный центр. Мы сформировали беспрецедентный уставный капитал – 500 млн долларов – для проведения исследований. Эти инвестиции уже сделаны.
Отдельный вопрос – создание атласа. К сожалению, он создаётся совершенно без участия и координации со стороны российских организаций. Проводятся исследовательские работы, но они раздроблены, скажем так, на шельфе, по лицензии Минобрнауки, частично по лицензиям Российской академии наук. Собственниками этой геологической информации становятся зарубежные организации. Мы, часто приезжая к нашим коллегам в Хьюстон, Великобританию, Норвегию, видим эти атласы, и у нас возникает вопрос: как же так, у нас такой информации нет, а у них есть? Поэтому требуется внимательное отношение к этой геологической информации и к разрешениям, которые даются на проведение этих работ. Фактически заказчиками являются иностранные компании. Следует отметить, что за рубеж передаётся не только геологическая информация, но и океаногеографические данные, и другие сведения.
Уже в этом году мы рассчитываем начать бурение первой поисковой скважины Университетская-1 в Карском море на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 с помощью полупогружной буровой платформы West Alpha. Работа выполняется в соответствии с самыми высокими международными экологическими стандартами, применяется беспрецедентная система ледовой защиты и комплекс мер по обеспечению надёжности и безопасности операций.
По предварительной сейсмической информации, мы открыли там порядка 34 нефтегазоносных структур. Ловушка, на которой мы устанавливаем сейчас платформу, имеет площадь 1200 кв. км с толщиной пласта в 500 м. Это очень мощные признаки. Мы надеемся, что сможем доложить о серьёзном открытии в этом регионе.
Существенным шагом в реализации нашей арктической программы, связанным с поисково-разведочным бурением, является подписание нашей компанией соглашения с North Atlantic Drilling о возможности вхождения в активы с приобретением до 50% в капитале этой компании. Это обеспечит нам доступ к бездефицитному использованию платформ для бурения и передачи необходимых компетенций и технологий российским компаниям, российским участникам этого партнёрства.
Масштабные работы в рамках этого и других шельфовых проектов потребуют привлечения значительного количества специализированной морской техники. В пиковые годы это будет до ста единиц техники. В связи с этим наша компания стала акционером Дальневосточного центра судостроения «Звезда» в Приморье. Мы приложим все усилия для того, чтобы этот центр заработал должным образом, получил необходимые компетенции, оборудование и надёжных партнёров.
Я хотел бы обратиться с просьбой также дать поручение ускорить подписание указа о передаче нам 82-го судоремонтного завода из состава ОСК. Об этом тоже много говорилось, до сих пор решения нет. Эта площадка нам, конечно, необходима для подготовки шельфовых проектов в Мурманской области.
В настоящее время компания имеет все необходимые технологии, позволяющие уверенно работать в акватории Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей, моря Лаптевых, сохранить уникальную, хрупкую экосистему Арктики. Мы также взаимодействуем и с Фондом дикой природы. Компания патронирует всех белых медведей. Это правда. Конечно, мы внесём посильный вклад и по другим программам, которые будут необходимы.
Один из элементов усиления экологической безопасности – это, конечно, соблюдение действующего законодательства в плане допуска к работам на шельфе компаний, имеющих соответствующий производственный опыт и потенциал. Этим требованиям у нас отвечают только две компании – «Газпром» и «Роснефть». Я хотел бы также просить обратить внимание операторов на строгое соблюдение действующего законодательства.
/Пресс-служба Президента России/